Задания НА ЗИМУ

ДЕКАБРЬ

1 неделя:

Звук и буква К.

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:   

Катя котёнка катала в коляске,

Как погремушки висели колбаски.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [К]

 

2. Объясните, что звук [К] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите произнести и назвать преграду (язык).

 Это глухой звук: он произносится без голоса (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твёрдым [К], его обозначают синим цветом; и мягким [КЬ] – обозначают зелёным.

 

3. «Повтори. Подумай, скажи, как звучит звук. Покажи нужный цвет (карандаш / фишку и т.п.) » - кот, кит, конь, киса, мак, маки, окна, гонки.

 

4. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [К]. Потом со звука [КЬ]. Вместе с ребёнком нарисуйте  несколько схематичных картинок.

5. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок обозначит букву К синим кружком, если звук звучит твердо, зеленым – если мягко.

 

6.  Поупражняйте в написании буквы.

7. Крупно напишите  и поупражняйте ребёнка в чтении:

АК, УК, ОК, ИК,

АКА, УКУ, ОКО, ИКИ,

КА, КУ, КО, КИ.

 

 КАК,  КОК,  КОТ,  МАК,  ТОК,  ТАК,  КИТ,  КОМ, МУКА, КУМА,  ТАНК.  

Чтение плавное, не побуквенное!  Палец «ведёт чтение».  

Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка.

Просите объяснить смысл прочитанного

 Зима.

1. Задайте  ребенку вопросы о признаках зимы. Помогите  дать развёрнутый, полный ответ.
2. Выучите 1  поговорку о зиме. 
3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

- Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, лёгкий, пушистый, холодный…

- Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый…

- Сосулька (какая?) – твёрдая, лёгкая, узорная, красивая, холодная, хрупкая…

- Сугроб (какой?) – большой, пышный, мягкий, белый, холодный…

 4. Помогите ребёнку составить короткий рассказ по плану. Сможет ли ребёнок пересказать его по опорным вопросам?

- Какое время года наступило? Как ты догадался?

- Назови зимние приметы

- Что делают лесные звери зимой?

- Как живётся зимующим птицам?

- Что делают люди? (одежда, зимние забавы, труд)

2 неделя:

Животные  холодных стран.

1.Рассмотрите с ребенком  картинки с изображением животных, живущих в холодных странах: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, тюленя, полярной совы,… Побеседуйте  об их внешних признаках, характерных повадках, о том, чем они питаются. Кого из них можно увидеть в зоопарке.

2. «Назови детёнышей»

3. Совместно с ребенком составьте описательный рассказ по картинке о любом животном, по плану:

Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.). Чем питается? Как добывает корм? Детеныши.

 4.  «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнаёт и называет. Поменяйтесь ролями)

 5. Игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

- Где ты живешь? 

- В лесу.

- А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? 

- Коричневого.

- А у меня шерсть белая. Что ты ешь?

- Листья, ягоды, рыбу.

- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? 

- Сплю в берлоге.

- А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

 6. Составление сложносочиненных предложений с союзом а. («Повтори и закончи»)

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый... . У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... . Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .

7.  «Сосчитай животных 1-7» (согласование числительных с существительными)

1 олень, 2 оленя,….5 оленей,… И т.п.

                                                           Звук и буква Ы.

1. Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в конце слов в этом двустишии он слышит чаще других:       

Все дворовые коты          Разбежались под кусты  (выделяйте звук голосом!)

2.  Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Ы] из этого двустишья (коты, кусты). Напомните ребёнку, что звук [Ы] можно петь, он гласный,  звук не встречает преград. Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

3.  Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, содержащих звук [Ы], (дым, бык, мышь, коты, дубы, вагоны, мыть).

4.  Помогите ребёнку зарисовать несколько картинок, содержащих в названиях звук [Ы].

5.  Печатными буквами подпишите  зарисованные картинки. Пусть ребёнок покажет и

подчеркнёт красным цветом букву – Ы. Пусть  скажет, в середине или в конце слова  звук и буква [  Ы ],  а потом покажет другие пройденные буквы.                                                                                                                                       6.  Поупражняйте ребёнка в рисовании буквы - Ы - в воздухе, в тетради.

7.  Крупно напишите  и поупражняйте ребёнка в чтении (пропевании!!) слогов с пройденными гласными:

ЫА, ОЫ, УЫ, ЫИ., ОЫО, УЫА, ЫЫИ, и т.п.- в любых комбинациях.                  

ТЫ, МЫ, ПЫ, НЫ, КЫ.          

КОТЫ, НОТЫ, НЫТИК.                                                       

У НИНЫ НОТЫ.   НА,  АНТОН,  НОТЫ.

Чтение плавное, не побуквенное!  Палец «ведёт чтение».   Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка.

 Просите объяснить смысл прочитанного

 Развитие памяти, связной речи. Пересказ рассказа.

Дм. Тумашов.

Рассказ из сборника Е.Матвеевой

«Прогулка на четырёх лапах»

(«Волшебная тетрадь

для маленьких фантазёров»).

*Ламба – такса.

Попросите ребёнка

- вспомнить и рассказать рассказ «Письмо Деду морозу»

- ответить на вопросы.

ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ.

«Дорогой Дедушка Мороз!

Весь год я был самым хорошим бельчонком в лесу! Не огорчал своих маму и папу, слушался Ламбу! Подари мне, пожалуйста, на праздник что – нибудь волшебное!

Жду с нетерпением! Твой Пушистик»

·         Подумай, сообрази, ответь:

1. Почему Пушистик считает, что он был самым хорошим бельчонком?

2. Какой подарок ждёт от Деда Мороза Пушистик?

3. А что бы тебе хотелось получить в подарок на Новый год?

Поинтересуйтесь, насколько дети любят Новый год, каких сюрпризов ждут.

3 неделя:

Мастерская Деда Мороза.

1. Побеседуйте с ребёнком о традициях, в т.ч. и семейных, празднования нового года.

 

2. Познакомьте с историей новогодних игрушек для елки.

В стародавние времена новогодние ёлки украшали  сладостями. Ёлка стояла всего 1 день. И в новый год ребятам разрешалось подойти к елочке и снять с веток угощения.

Позже люди стали делать игрушки своими руками, и оставлять ёлку на несколько дней.

 Так появились игрушки. Сначала из из бумаги и ваты. Стали украшать елку и зажженными свечами. Но это было опасно и могло привести к пожару.

Прошло еще какое-то время и появились стеклянные игрушки.. Они были очень дорогими, и не каждый мог позволить купить себе такие  игрушки.

Позже люди придумали и начали изготавливать игрушки из пластмассы - материал, который был прочным и не разбивался.

Сейчас  можно встретить игрушки из любых материалов и любого цвета.

Всегда очень ценятся игрушки, сделанные своими руками. Их можно повесить на свою елочку, или подарить.

 

3. После Дня рождения Деда Мороза повсюду открываются Новогодние мастерские - где и взрослые, и дети  могут своими руками сделать подарок, игрушку, открытку, многое-многое другое красивое и интересное.

Устройте мастерскую и вы!! Воспитывайте стремление доставлять радость окружающим, изготавливая подарки своими руками.  Развивайте творческое воображение и инициативу, художественный вкус. Учите рассказывать, как и из чего это сделано.

4. Повторите правила безопасности украшения елки. Побеседуйте о том, можно ли детям самим включать гирлянды на елочках, и почему.

Развитие связной речи и памяти. Пересказ рассказа с элементами сочинения.

Развитие связной речи и памяти - одна из важнейших основ успешного обучения не только в школе.

-Попросите вспомнить и рассказать рассказ «Незнайкин подарок».

-Если ребёнок затрудняется, задайте вопросы по тексту, помогите ответить полной фразой.

Вопросы по тексту:

Когда это было: зимой или летом?  Какой праздник приближался?  Что решил сделать Незнайка? Куда он пошёл, что сделал? Какие снежинки падали с неба? Во что он собрал снежинки?  Куда Незнайка их понёс?  Что делала Дюймовочка? Что сделал Незнайка? Откуда в шляпе взялась вода (о чём забыл Незнайка)?

 « Незнайкин подарок».

Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.

-Попросите «придумать другой подарок Дюймовочке от Незнайки».


4 неделя:

Звук и буква Э.

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Это Эмма, это Эдик едут на велосипеде.

Попросите произнести слова со звуком [Э] (это, Эмма, Эдик).

3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, содержащих звук [Э], (это, этот, эхо, эскимо, эскимос, экскаватор, электричка).   Напомните ребёнку, что [Э] удобно петь, он гласный,- звук не встречает преград. Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

4. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько схематичных картинок, содержащих в названиях звук [Э], Чётко произнесите, выделяя голосом [Э]. Спросите, в начале, середине, или в конце слова он слышит этот звук.

5.Печатными буквами подпишите все нарисованные картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву - Э - в словах красным , а потом покажет другие пройденные буквы.

6. Крупно напишите  и поупражняйте ребёнка в чтении (пропевании!!) слогов и слов: ЭА, ЭУ, ИЭ, ОЭ, ОЭО, ААЭ, ЭУЭ, ЭИА, и т.п    ТЭ, ПЭ, МЭ, НЭ, КЭ.      ЭТО, ЭТА, ЭТИ, ЭМУ, ЭММА..               КТО   ЭТО  ?      ЭТО   .КОТ !

Чтение плавное, не побуквенное!  Палец «ведёт чтение».   Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка. Просите объяснить смысл прочитанного!


                                                            Здравствуй, Новый год.

1.Повторите с ребёнком названия зимних месяцев.

2. «Один – много»: (род. падеж мн.ч.) шар - шаров, (праздник, елка, гирлянда, игрушка, хоровод ). Внимание ребёнка на то, как меняются слова!

3. Помогите ребёнку связно, полно ответить на вопросы: Какой праздник приближается? Почему ты любишь новогодний праздник? Ты пойдешь на праздник? Кто тебя там встретит? В каких костюмах приходят дети на карнавал? Кем бы ты хотел быть на карнавале? Что делают дети на празднике? Как ты думаешь, чем заканчивается карнавал?

4. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»: Какая ёлочка? (маленькая, зелёная, настоящая, лесная, колючая, пушистая). Дед Мороз какой? (большой, добрый, веселый..). Снегурочка какая? (веселая, нарядная, красивая..). Карнавал - (весёлый, яркий, шумный,..), подарок-…, и т. п.

5. Рассмотрите с ребёнком ёлочные игрушки, которые есть у вас дома. Побеседуйте о том, из чего они сделаны. 

Поиграйте в игру «Какая игрушка?», (загадывайте игрушки). 

Пусть ребёнок выберет  одну ёлочную игрушку и составит о ней описательный рассказ- загадку.

6. Пишите письмо Деду Морозу: с просьбой о подарке для ребёнка; придумайте пожелания и подарок для Деда Мороза.

7. Прохлопайте по слогам слова, сосчитайте сколько слогов: шар, шарик, шарики, бусы, бусики, ель, ёлка, ёлочка.

ЯНВАРЬ.      2 неделя:

                                                                     Неделя сказки.

Почитайте сказки. Литературный язык - это речевой эталон! И именно чтение развивает речь и воображение.  Как правило, рекомендуется «ритуал чтения перед сном» (минут 15-20).

Для воспитания осмысленного восприятия рекомендуется комментированное чтение,- «с остановками»,- когда чтение прерывается коротким пояснением или вопросом типа «в какой-нибудь сказке ещё встречался такой герой?», «какой по характеру герой, как ты думаешь?», «как ты думаешь, что дальше произойдёт? (………) Давай почитаем, что написано… ». Предложите ребёнку засыпая, подумать о прочитанном, пофантазировать, о том, что делал бы он, если бы очутился в этой сказке.

Просите ребёнка  в следующий раз припомнить и коротко рассказать, о чём прочитали, на чём остановились. Помогайте  вопросами.

Осмысленное восприятие чтения, беседы о прочитанном- это прекрасная подготовка к школе!

Повторите пройденные звуки и буквы.

Напомните ребёнку, что букву мы  пишем и  читаем,  а звук  говорим и  слышим.

Звуки бывают гласными и согласными.  Когда произносим гласный,- голос не встречает преград!

Произнесите, прочувствуйте: А О У И Ы Э.

Когда произносим согласный звук, голос  встречает преграды: язык, зубы или губы.

Произнесите, прочувствуйте: Т П Н М К.

 Пишите буквы, называйте, вспоминайте слова на эти звуки.

                                     Слоговой  анализ. Лексико-грамматический строй речи.

важен  потому, что слоги  - единицы  чтения;  из них состоят слова, слово переносят  по слогам.           

 1. Напомните ребёнку, что слог - это часть, «кусок» слова; правило: «…сколько в слове гласных, столько и слогов». 1 гласный может быть   слогом; 1 согласный - никогда!

 2. «Прохлопай слово по слогам и сосчитай» - сколько всего слогов?»

Ма-ма, па-па, шу-ба, па-ук, ко-ти-ки, до-ми-ки.

 3. К любым из этих слов подобрать прилагательные (какой? какая?). Придумать предложения, (помогите ребёнку грамотно построить фразу).

 

3 неделя

Звук и буква Б.

1.       Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:

Бэллочка и Боря, сидя на заборе,

Булочки, баранки ели спозаранку.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Б] в начале из этого двустишья.

 2. Объясните ребёнку, что звук [Б] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (губы). Это звонкий звук: он произносится с голосом (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твердым [Б], его обозначают синим цветом; и мягким [БЬ] – обозначают зелёным.

 3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Б];[Бь]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько картинок.

 4. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребёнок обозначит букву Б синим кружком, если звук звучит твердо, зеленым – если мягко. 

5. Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

6. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении:

- для тех, кому трудно, пишем так: А à Б, У à Б, и т.п. – «едем и поём»

- АБ, УБ, ОБ, ИБ, ЫБ, ЭБ.

- АБА, УБУ, ОБО, ИБИ.

- БА, БУ, БО, БИ.

 -  БА К,   Б О К,   БУК,  БАН Т,   БИН Т. 

Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка!

Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное!

Назовите ребёнку любые, на Ваш выбор, слоги или слова, выделяя голосом [Б], пусть ребенок определит, твердо или мягко он звучит.

Зимние забавы.

1. Повторить названия зимних месяцев.

 2. Понаблюдать на прогулке, побеседовать о том, в какие игры дети любят играть зимой, что нужно для зимних игр. Побеседуйте о том, в какие игры нельзя играть зимой и почему.

3. Вспомнить и назвать зимние виды спорта. Посмотрите картинки, спортивные передачи.

- «Почему так назван?» (словообразование, в т.ч. сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

- «Кому что нужно»: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки - ... , лыжи - ... , шайба 

4. «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки. Снег, лёд, лужа, сосулька. Хоккеист, футболист, фигурист, лыжник.

5. Составить вместе с ребёнком рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».  Например: Снежная баба.  Мы слепили во дворе три огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели ведёрко.

 6. «Исправь ошибку» (на логическое мышление). Ответ полной фразой.

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети: - катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу. - прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

 

7. Рассмотрите, сравните снег и лёд, обсудите: «Чем похожи - непохожи». Что быстрее растает?


В четверг:  пересказ рассказа

«Про девочку Машу и куклу Наташу»

Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила сне­говика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было ка­чаться на качелях.

4 неделя

Блокада Ленинграда. 

-Побеседуйте с ребёнком войне, о блокаде.  Ваша задача - не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Рассмотрите приемлемые для детского восприятия фотографии.

Предлагаю Вам несложный, проверенный,  понятный  для ребят рассказ о блокаде Ленинграда.

-Прочитайте текст. Обсудите его. Задавайте вопросы по тексту, помогите полно и связно на них ответить.    Прочитайте ещё раз.

-Когда на нашу  страну напили враги – фашисты, они  решили уничтожить наш город. В то время он назвался  Ленинград.

-И фашисты окружили город: взяли его в кольцо блокады. Они думали, что когда в городе кончится вся еда, люди начнут терять силы, умирать от голода, они сами сдадутся в плен.

-Но люди не сдались. Они стали защищать Ленинград.

-По Ладоге, - озеру, которое называли Дорога Жизни,- из города увозили детей, стариков и раненых. А привозили еду, боеприпасы и лекарства. Летом - на пароходах. Зимой – на машинах. А когда лед был тонкий - на лошадях.

-Помогали защищать Ленинград все, кто мог: и взрослые, и дети. Работали на заводах, прятали памятники, тушили бомбы-фугаски, разбирали завалы после бомбежки, ухаживали за ранеными в госпиталях

-Было очень тяжело, холодно, голодно.

-Но, несмотря не это в городе работали театры, парикмахерские, детские сады, магазины.

-Люди не сдавались! Ленинград пережил блокаду!

Постарайтесь донести суть происходившего грамотно, (оставляя «за кадром» страшные подробности),  и вызвать чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

Учимся различать Б и П. 

1. Звук Б- произнесите чётко, почувствуйте! (проговаривание-основа выбора буквы при письме). Какой он, расскажите про него: согласный. Преградой будут губы. Он бывает твёрдый (Б-Б-Б..) и мягкий (Бь-Бь-Бь). Он звонкий, голос «включен». Проговорите, «надев наушники» // приложив руку к горлу, почувствуйте!

2. П- «брат» звука Б, очень на него похож: тоже согласный. Преграда - тоже язык. Он тоже бывает  твёрдый и мягкий (произнесите). Отличается только тем, что он не звонкий, а глухой! Произнесите чётко, послушайте, почувствуйте. 

3. Крупно напишите буквы Б и П - «Чем похожи- непохожи?» (выслушайте ответ. Если надо, подкорректируйте, помогите грамотно построить объяснение). Пометьте буквы значками – звоночком и наушниками. 

4. «Услышишь в слове звонкий звук Б или Бь, звонко хлопни. Услышишь глухой П или Пь, тихо, глухо стукни по столу (по коленке)». Проговаривайте, чётко выделяя голосом, «застревая» на нужном звуке.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор, балка – палка,  пашня – башня, запор – забор, быль – пыль, бар – пар, бух – пух, пить – бить, бока – пока, плошки – блошки, бабочка – папочка, папа- баба , бабка – папка, будь – путь

То же можно проделать, показывая правильную букву Б или П.

Январь 5 неделя - ФЕВРАЛЬ. 1 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Рассмотрите с ребёнком одежду. Объясните, что не надо путать понятия одежда, головные уборы и обувь

Побеседуйте о том, какая это одежда: мужская - женская; по сезону; из каких частей состоит; из какой ткани сшита.

2.  «Чья, чей, чьи, чье?» (согласование  притяжательных прилагательных с существительными. Обращайте внимание на окончания!!)  Это чья шапка?- Это  папина  шапка. ( перчатки,  шарф, пальто, куртка, платье, свитер, сапоги, колготки, носки, ботинки? и т.д.)

3.  «Один - много»перчатка -перчатки; (носок, шарф, шапка, сапог, шуба, кофта, жилет, юбка, майка,  валенки и т.д)

4.  «Большой-  маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): шапка- шапочка; (сапоги , пальто, куртка, кепка  и т.д.)

5.  «Посчитай от 1 до 7» (согласование числительных с существительными; контролируем изменение окончаний у существительных),- куртка, носок, кофта, шапка, майка, и т.д…

 6.  «Подбери признак».   Кофта (какая?) - красная, теплая, вязаная, шерстяная, нарядная ... (сапоги, шарф, пальто, и т.д. )

7.  «Скажи наоборот» (усвоение антонимов): Большой - маленький, ( чистый, детский, короткий, сухой, длинный,  тонкий).

Звук и буква Д.

1.  Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:

Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

Попросите ребёнка произнести слова со звуками [Д] и [ДЬ] в начале из этого двустишья.

2. Объясните ребёнку, что звук [Д] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (язык, зубы). Это звонкий звук: голос «включен» (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твердым [ Д ], его обозначают синим цветом; и мягким [ ДЬ ] – обозначают зеленым.

3.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Д], [ДЬ]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько картинок.

4.Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребёнок обозначит букву Д синим кружком, если звук звучит твердо, зеленым – если мягко.  

5.Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

6.Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: АД, ОД, УД, ИД, ЫД ,ЭД.  ДА, ДУ, ДО, ДЭ, ДЫ, ДИ. ДОМ, ДУБ, ДИК, ДИМА, ДОМА, МОДА, КУДА, ТУДА. Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка! Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное! Назовите ребенку любые, на Ваш выбор, слоги или слова, выделяя голосом [Д], пусть ребенок определит, твердо или мягко он звучит.

В четверг:  Развитие памяти и связной речи: пересказ.  «Как друзья рубашку шили».

- Попросите вспомнить и рассказать историю о том, как друзья рубашку шили.

Как друзья рубашку шили.

Сходили как-то раз Вова и Петя на экскурсию в ателье,  где одежду шьют.

И решили они сами рубашку сшить.
Раздобыли всё, что нужно для шитья: (какого цвета?)….. ткань, нитки, иголки, ножницы, и принялись за дело.

Вырезали и старательно пришили все детали: …….(воротник, рукава, карман,..…).

Примерили, и оказалось, что один рукав длиннее, а другой  короче!

Вова говорит:

- Давай рукава укоротим?

- Давай! Будет как будто футболка!!- обрадовался Петя.

Обрезали рукава. Смотрят: опять один длиннее, другой короче…

Вова  говорит:

- Лучше давай их вообще отрежем?!

- Давай! – закричал Петя, - Будет жилетка!!!
Отрезали рукава, пришили пуговицы.
Жилетка получилась неплохая. Но рубашку друзья шить не стали. Решили в ателье к мастеру, портному), сходить…

- если ребёнок затрудняется, помогите вопросами:  Как звали ребят? На какой экскурсии они побывали? Что они решили сшить? Что им для этого понадобилось? Как они шили? Что получилось? Что придумывал Вова, чтобы исправить рубашку? Что из этого получалось? Чем закончилась эта история, что решили друзья?

 2 неделя
Дом. Мебель. Профессии
1. Повторите с ребёнком домашний адрес.
 
2. Побеседуйте о том, что мы понимаем под словом «дом», о том, что дома бывают разные. О том, какие помещения есть в доме, их предназначениях, (гостиная, кладовка, коридор,…),о мебели, которая там находится.
 
3. Поговорите с ребёнком о мебели, рассмотрите её. Расскажите о мастерах, которые её сделали, (столяр, плотник) о том, какими инструментами они пользовались.
 
4. Помогите ребёнку вспомнить и назвать как можно больше предметов мебели, поговорите о её назначении (что хранят в комоде? стол может быть: обеденным, письменным, компьютерным; шкаф - книжный, посудный, для одежды. И т.п.).
 
5. Словообразование, словоизменение: "Из чего сделаны?" и "Сосчитай" (от 1 до 7). Шкаф из дерева – какой(…). Сосчитай деревянные шкафы. Стол из железа; Стул из пластмассы; Диван из кожи; И т.п.
 
6. "Большой - Маленький": образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом (комод - комодик, кровать - кроватка, и т.п.)
 
7. Научите рассказывать о мебели. Помогите красиво, грамотно строить фразу. Задавайте вопросы типа: что это? какой? из чего сделан?(Это большой деревянный шкаф.)- из каких частей состоит, что у него есть? (У него есть дверцы, полки, ящики...) - для чего нужен? (В нём хранят одежду). И т.п.
Учимся различать Д и Т.
1. Звук Д - произнесите чётко, почувствуйте! (проговаривание-основа выбора буквы при письме). Какой он, расскажите про него: согласный. Преградой будут зубы и язык. Он бывает твёрдый (Д-Д-Д..) и мягкий (Дь-Дь-Дь). Он звонкий, голос «включен». Проговорите, «надев наушники» // приложив руку к горлу, почувствуйте!
2. Т- «брат» звука Д, очень на него похож: тоже согласный. Преграда – такая же (произнесите, почувствуйте). Он тоже бывает  твёрдый и мягкий (произнесите). Отличается только тем, что он не звонкий, а глухой! Произнесите чётко, послушайте, почувствуйте.
3. Крупно напишите буквы Д и Т - «Чем похожи - непохожи?» (выслушайте ответ. Если надо, подкорректируйте, помогите грамотно построить объяснение).
Пометьте буквы значками – звоночком и наушниками.
 
4. «Услышишь в слове звонкий звук Д или Дь, звонко хлопни. Услышишь глухой Т или Ть, тихо, глухо стукни по столу (по коленке)». Проговаривайте, чётко выделяя голосом, «застревая» на нужном звуке.
там – дам, том – дом, тушь – душ, Таня – Даня, Толя – доля, Тома – дома, тушить – душить, трель – дрель, Тверь – дверь, трап – драп, тачка – дачка, тоска – доска, точка – дочка, трава – дрова, творец – дворец, тропинка - дробинка
То же можно проделать, показывая правильную букву.
 
В четверг:  пересказ рассказа  В мебельной мастерской.

В мебельной  мастерской работают столяр дядя Дима и столяр дядя Тима.
Они делают мебель из …. (досок).
У них есть инструменты:…. (пила, молоток, гвозди, отвертка, шуруповёрт, ……)
Они пилят, (приколачивают, закручивают отверткой винтик, ………).
 И сделали: стул, (стол, шкаф, кровать, полки, ……).
Дядя Дима  и дядя Тима  Сделали мебель красивую, крепкую, (……..)
 И повезли эту мебель в магазин.

3 неделя

Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД.

1. Понаблюдайте за транспортом, рассмотрите картинки, расскажите о том, что есть легковой, и пассажирский, грузовой, транспорт, и спецтехника  (уборочная, строительная, скорая помощь, полиция, пожарная,).      Также транспорт бывает: воздушный,  водный,  наземный,  подземный, железнодорожный  (приведите примеры).

2. Расскажите  о профессиях: лётчик управляет самолётом, (машинист, капитан, водитель, кондуктор, механик…) 

3. Лексико-грамматический строй речи: «Подбери признак»- машина (какая?) – легковая, новая, белая… «Подбери действие» - едет, тормозит, поворачивает…   Слова; корабль, автобус, самолёт, автобус, ….

Словообразование: помогите понять и правильно употреблять приставочные глаголы. (Ехать - выехать, про-, за-, в-, пере-, под-, до-, лететь, плыть).

Вместе с ребёнком поиграйте с маленькими игрушками, (или предметами-заместителями): машинка выехала из дома, и поехала в дальний путь. Проехала мимо магазина, переехала через мост, заехала на заправку, и т.д….). Обращайте внимание на то, что слова похожи, но обозначают разные действия.

4. «Скажи наоборот» (антонимы). Быстро-медленно, тормозить-разгоняться, приземлиться-…, успеть-… 

5. Помогите ребёнку нарисовать/обвести 2-3 схематичных рисунка по клеткам. Учите видеть клетки.

6. Побеседуйте, понаблюдайте на улице за правилами дорожного движения. Повторите правила, которые необходимо знать ребёнку

7. «Исправь ошибку»: Светофоры нужны во дворах. На красный свет светофора можно переходить дорогу. По тротуару ездят машины.

Звук и буква Г.

1.     Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:     Галя и Гоша гусей стерегут,  

Гуси гуськом на лужайку бегут.

Пусть ребёнок назовёт слова со звуками  [Г] и [Г'] из этого двустишья.

2. Объясните ребёнку, что звук [Г] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (язык). Это звонкий звук: он произносится с голосом (попросите произнести, прислушаться). Обозначают звоночком. Этот звук может быть твёрдым [Г], его обозначают синим цветом; и мягким [ГЬ] – обозначают зелёным.

3.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Г], [ГЬ]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько картинок.

4.Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребёнок обозначит букву Г синим кружком и звоночком, если звук звучит твёрдо, зелёным и звоночком  – если мягко.  

 5. Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

 6.Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГЭ, ГИ                                 - ДОГ,  НОГА,  МОГУ,  МОГУТ.     - У  КАТИ  ДОГ.   Чтение  плавное, не побуквенное! 

Назовите ребенку любые, на Ваш выбор, слоги или слова, выделяя голосом [Г], пусть ребенок определит, твердо или мягко он звучит.


В четверг:  пересказ рассказа «Дядя Дима, Тима и соревнования машин».

 + Развитие лексико-грамматического строя речи: помогите правильно строить фразу, употреблять слова - антонимы, приставочные глаголы, (это трудно!!)

+ Дифференциация Т-Д.

 Побеседуйте, попросите пересказать (с опорой на мнемотаблицу, если ребёнок рисовал её).  Следите, по-возможности, за произношением поставленных звуков.

Дядя Дима, Тима и соревнования машин.

Дядя Дима и Тима- друзья. Дядя Дима – пожилой, (старый),  Тима- молодой.

Были у них машины. У Дяди  Димы - грузовик: большой, чёрный, старый грузовик. А у Тимы - легковая: маленькая, белая, новая.

Решили они устроить соревнования машин.

Надо проехать по дороге, переехать через мост, заехать за угол и въехать в гараж.

У Дяди  Димы – машина ехала медленно, а  у Тимы быстро. У Дяди  Димы – машина тормозила, а  у Тимы  разгонялась.

У Дяди  Димы – машина остановилась, а  у Тимы уехала.

Тима вернулся помочь другу. Стали они машину чинить: проверили руль, педаль, шины, мотор, ……

Исправили машину и приехали в гараж вместе! Потому, что друзья должны помогать друг другу!

4  неделя

                             Россия. День защитника Отечества.

1. Родителям рекомендуется: вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Российской армии.

2. Рассказать ребенку о том, что это за праздник; что такое Отечество (- это наша страна, наша  Родина – Россия. Отечеством,  (от слова отец), называют потому, что во все времена именно отцы и деды защищали её от врагов); кто такие защитники Отечества (это воины, солдаты нашей  армии).

3. Побеседуйте о том, какие бывают войска (военно-воздушные, военно-морские, танковые, десантные, пограничные, артиллерийские, пехотные…), о военной технике (по картинкам и иллюстрациям).

4. Словообразование: (существительных с помощью суффиксов): На самолёте летает-… летчик, в танке сидит --…танкист, из пушки стреляет-…арти/ллерист, из зенитки-… 

5.  «Подбери признак»: защит­ник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный…, наша армия (какая?) - …, танк (какой?)

6. «Сосчитай 1-7» (согласование числительных с существи­тельными 2 и 5): один танк, два танка ... пять танков (самолёт, солдат, пушка..). Обращайте внимание, на каких числах изменяются окончания («хвостики слов»). Обратите внимание на звуки, которые способен произнести ваш ребёнок.

7. Научите ребёнка, как в этот день по­здравить, сказать пожелание, подарить  подарки всем, кто причастен к этому празднику. Воспитывайте уважение к Российской армии.


 Учимся различать Г и К.

1. Звук Г - произнесите чётко, почувствуйте! (проговаривание-основа выбора буквы при письме). Какой он, расскажите про него: согласный. Преградой будет язык. Он бывает твёрдый (Г-Г-Г..) и мягкий (Гь-Гь-Гь). Он звонкий, голос «включен». Проговорите, «надев наушники» // приложив руку к горлу, почувствуйте!

2. К - «брат» звука Г, очень на него похож: тоже согласный. Преграда – такая же (произнесите, почувствуйте). Он тоже бывает  твёрдый и мягкий (произнесите). Отличается только тем, что он не звонкий, а глухой! Произнесите чётко, послушайте, почувствуйте.

3. Крупно напишите буквы Г и К - «Чем похожи - непохожи?» (выслушайте ответ. Если надо, подкорректируйте, помогите грамотно построить объяснение). Пометьте буквы значками – звоночком и наушниками.

4. «Услышишь в слове звонкий звук Г или Гь, звонко хлопни. Услышишь глухой К или Кь, тихо, глухо стукни по столу (по коленке)». Проговаривайте, чётко выделяя голосом, «застревая» на нужном звуке. Год - кот, гол – кол, гости – кости, голос – колос, глас – класс, гонки – конки, грива – криво, галька – калька, гладь – кладь, Глаша – Клаша, галета – котлета, густы – кусты, шагал – шакал. То же можно проделать, показывая нужную букву.

5  неделя

Звук и буква В.

1.         Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других: 

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [В) из этого двустишья и определить место этого звука в словах (начало слова: в ванне, Вовочка, вода; середина слова: поливают, Вовочка) 

2. Объясните ребёнку, что звук [В] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (губы, зубы). Это звонкий звук: он произносится с голосом (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твердым [ В ], его обозначают синим цветом; и мягким [ ВЬ ] – обозначают зеленым. 

3.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [В], [Вь]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько картинок.

4. Печатными буквами подпишите  картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву -В- синим, если звук звучит твердо, зеленым – если мягко.

5. Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

6.Напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: ВА,ВО, ВУ, ВИ.

ВАТА, ВАННА,  ВОВА, ДИВАН, ВАГОН, 

У  ВИТИ  ВОДА.

Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка! Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное!

7.Поупражняйте ребенка в фонематическом анализе слов: произносите любое из этих слов, выделяя голосом [В], ребенок определяет, в начале  или середине слова находится звук?

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий