Задания НА ОСЕНЬ

О ЗАДАНИЯХ.

СЕНТЯБРЬ 

О ЗАДАНИЯХ.

Конечно, детский сад — не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни. Причем сами вопросы подобраны с учетом возрастных возможностей ребенка и тех знаний, которые он должен был усвоить в детском саду. 

      Совокупность таких вопросов по какой-либо теме мы и будем называть заданием.   Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т. е. родители, которые хотят:

• знать, что изучает ребенок в детском саду;

• помочь ему, проверить его;

• не отставать от занятий в случае отсутствия;

• помочь ребенку закрепить пройденное;

• понять неусвоенное;

•подготовить ребенка к школе.
      Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него! 

 

Систематически занимайтесь с ребёнком.

Не забывайте приносить тетрадь в группу ежедневно: это ваш «портфель», (в идеале приучите к этому ребёнка).

Читайте задания на доске. Берите карточки с заданиями, (просьба пользоваться ими бережно!). Возвращайте их своевременно (в начале следующей недели), лучше держать в тетради,  как закладку!!

* Как вариант: можно фотографировать карточку

Учите ребёнка ответственно относиться к заданиям. Но в то же время старайтесь заниматься «между делом»: беседуйте, наблюдайте, занимайтесь в игровой форме. Не стоит забывать, что ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра.

Успех в исправлении речевых нарушений у ребёнка - каждодневная работа и в значительной степени зависит от добросовестного отношения семьи к рекомендациям логопеда.

Консультации для родителей: 1, 2 среда месяца с 16.00 - 17.45       

 

5 неделя

Влейте памятку в тетрадь.

Артикуляционная гимнастика (АГ)

поначалу рекомендуется у большого зеркала, чтобы ребёнок видел и себя и Вас.  Когда ребёнок освоит упражнения,- дайте ему небольшое зеркальце.

                                      I. Для губ и щёк.

 

1.                  "Улыбка"- растянуть губы  зубы сомкнуты и не видны), удерживать в этом положении под счет до 5-7.

2.                  "Заборчик"-растянуть губы в улыбке, показать два ряда зубов, удержать под счет до 5-7.

3.                  "Трубочка"-вытянуть губы в перед, как при произношении звука [у]. Зубы плотно сжаты.

4.                  "Улыбка"-"Трубочка"- попеременно чередовать два упражнения.

5.                  "Заборчик"-"Трубочка".

6.                  ”Толстячок”-”Худышка”-попеременно надувать и втягивать щёки.

 

                                 II. Для языка.

 

1.                  "Накажем непослушный язычок"- положить на нижнюю губу широкий распластанный язык, покусать зубами, произнося при этом "ПЯ-ПЯ-ПЯ...".      1а) "Лопатка"- широкий распластанный язык (не высовывать сильно!) удерживать на нижней губе неподвижно (под счёт от 1 до 5-7)

2.                  "Лопатка"-"Иголочка"-высунуть сначала широкий язык, затем сделать его узким. Повторить 6-8 раз.

3.                                     "Конфетки (Орешки)" - поочерёдно с слой упираться кончиком языка то в правую, то левую щёку.

4.                  "Часики"- движения узкого языка вправо - влево к углам губ.

5.                  "Качели"- сильно потянуть язык к кончику носа, затем вниз к подбородку. Повторить 6-8 раз.

6.                  "Парус"-зацепить кончик языка за верхние зубы и выгнуть спинку языка. Рот приоткрыт.

7.                  "Горка" (“Мостик")- а) приоткрыть рот, язык за нижними зубами, выгнут. б) то же, закрыв рот.

8.                  “Мостик"-"Парус" чередовать.

9.                  "Лесенка"-широкий язык на  губу . Перевести на  зубы, за зубы. Повторять 6-8 раз .

10.              "Чашечка"- широкий язык в форме чашечки поднять к твёрдому нёбу, но не касаться его. Удержать под счет до 6-8.

11.              "Маляр"- движение широким языком по нёбу вперед- назад.

12.              "Катушка"- попеременно загибать кончик языка то за верхние, то за нижние зубы. Крепко прижать язык к зубам 6-8 раз.

13.              "Сладкое варенье"- широким языком облизывать: а) верхнюю губу: сверху вниз (внутрь). б) облизывать нижнюю губу;  в) облизывать губы по кругу. (Если не получается,- попробуйте намазать губы сладким. )

14.              "Болтушка"(“Индюк”)- кончик языка быстро двигается по верхней губе вперед- назад, произнося: ”бл-бл-бл”

15.              "Дятел" ("Барабанщик")- кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Произносим звук [Д-Д-Д-…]. а) "Маленький дятел"-короткими сериями-[Д-Д-Д]. б) "Большой дятел"-длинными сериями.

16.              "Лошадка"- медленно, сильно цокать языком. (Если не получается,-тонкий кусочек мягкой конфетки положить на язык, попросить прижать к нёбу, рассасывать)

17.              "Грибочек"- присосать широкий язык к небу. Потянуть подъязычную связку ("ножку").

18.              "Балалайка"-язык в положении "Грибочек", проговаривать звук-[Д-Д-Д], очень быстро работать соской, (или чистым пальцем ребёнка) под языком в направлении слева направо.

19.              "Пчела"-язык за верхними зубами. Длительно произносить- [д-Ж-Ж-Ж],- (Ж-фрикативный !)

20.               " Блин"- жевать широкий распластанный язык: а) кончик языка. б) боковые края боковыми зубами (язык вглубине рта )

 

                       III. Дыхательные упражнения.     

Следите за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки, не поднимал плечи, не  напрягался. Выдох сильный, но спокойный, плавный, длительный, ровный.  +Рекомендуется- пускать мыльные пузыри, студить чай

 

1.                  ”Загони мяч в ворота”: широкий язык на нижней губе. Плавно, со звуком Ф, задувать ватный шарик, лежащий на столе между кубиками.

2.                  ”Прокати карандаш”- положить карандаш на стол, широкий язык на нижней губе.  Плавно, медленно дуть, чтобы карандаш покатился

3.                  ”Фокус”- широкий распластанный язык на верхней губе, края прижаты! Сдувать ватку или полосочку салфетки, положенную  на нос.

4.                  "Погреем ладошки": рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произносить на выдохе звук (Х-Х-Х), как бы согревая.


Осень.

Обогащаем словарный запас детей, развиваем связную речь.

1. Поговорите о том, что наступила осень. Как мы узнаем об этом? По приметам

- листья на деревьях стали (какие? - желтые, оранжевые, разноцветные, и т.д.) и опадают.

 - небо осенью (какое? - серое, пасмурное, хмурое , и т.д.), на нем тучи.

 -солнце светит (как? - редко, из-за туч).

 - дождь бывает (как?, какой? - часто, холодный...).

 - животные в лесу (дикие, лесные), что делают? (меняют мех на теплый, пушистый; делают запасы).

- люди что делают? (собирают урожай овощей, фруктов; делают запасы; меняют одежду на теплую, осеннюю).

перелётные птицы (улетают (куда?)- в тёплые, южные страны)

2.Сделайте в тетради небольшие схематичные рисунки опорных слов. Попросите ребенка аккуратно их обвести, раскрасить или заштриховать (готовим руку к письму) и рассказать, какими бывают листья, небо, и т.д.)

3. С опорой на эти картинки расскажите об осени: сначала Вы ребенку. После - он Вам (или кому-то еще). Помогайте своему ребенку, хвалите его.


 ОКТЯБРЬ.

 1-я неделя

Звук и буква А.

 

1. Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других(выделяйте [А] голосом): 

Алик с Аллою дружил,

Алле астры подарил.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишья (Алик, Алла, астры).

2. Помогите ребёнку вспомнить имена, начинающиеся со звука [А], (Аня, Аля, Алёна, Алина, Антон, Алёша, Андрей).

3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А], (аист, арка, арбуз, апельсин, ананас, автобус, аквариум).

4. Вместе с ребёнком  нарисуйте схематичные картинки, названия которых начинаются со звука [А].

5. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок покажет и обозначит букву  А  в словах красным кружком (под буквой).

6. Поупражняйте ребёнка в написании буквы А воздухе, в тетради.

7. Напомните ребёнку, что звук [А] – гласный, его можно петь, голос не встречает преград.  Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

Учите ребёнка проговаривать слово, обращая внимание на заданный звук, выделяя голосом, "застревая" на нём. Это важнейший компонент процесса освоения письма.

 

При выполнении заданий рекомендуется делать в тетрадях рисунки.

Это хорошо для подготовки к овладению письмом, т.к. способствует  развитию зрительно-- моторной координации   и

- абстрактно-логического мышления-

(способности вычленять и изображать характерные признаки предмета). 

-рисовать нужно карандашом или ручкой (это обеспечивает нужный нажим)

Рисунок должен быть:

-небольшим (т.к. почерк компактен)

-схематичным.

Помогите ребёнку:

-если рисунок не сложный, просто обозначьте размер.

-если сложный- по принципу прописей: нарисуйте контур, ребёнок пусть обведёт и дорисует мелкие детали

-обозначьте контур точками. Чем их меньше, тем сложнее.

-потренируйтесь на черновике, попросите срисовать или нарисовать по памяти.

Раскрашивать или штриховать разными способами полезно для подготовки руки к письму, но остаётся на ваше усмотрение.

Подписывает рисунки взрослый. Ребёнок находит и обозначает нужным цветом букву, которую изучаем. Исключения - несложные  слова, написание которых  не  расходятся с произношением (типа   мак, кот, каша…)

 Воспитывайте в ребёнке аккуратность.

 

Фрукты. Сад.   Овощи. Огород. 

1. Побеседуйте с ребенком о том, что фрукты растут в саду на деревьях.

Их собирают, срывают.

Овощи – в огороде на грядках, и в поле.

Некоторые овощи растут в земле (лук, чеснок, морковь, свекла, репа, картофель), их выкапывают, вытаскивают.                                   

На грядках, в теплице растут: капуста, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны, тыквы, перец. Их собирают, срезают.

2. Выясните, какие названия фруктов и овощей знает ребенок, помогите ему запомнить новые. Рассмотрите, попробуйте, пощупайте, охарактеризуйте.

3. Вместе с ребенком в тетради нарисуйте картинки с изображением овощей и фруктов (лучше тех, которые ребенок еще не запомнил). Подпишите печатными буквами.

4. Развитие связной речи: помогите ребенку рассказать (устно) о каждом овоще по плану: Что это? Где выросло? Какого цвета? Какой формы, размера? Каково на вкус? Что можно приготовить?

5. Развитие лексики: поиграйте в игры  « Один – много» (яблоко – яблоки, огурец – огурцы, кабачок - кабачки и т.д.),

« Назови ласково» (лимон – лимончик, груша – грушка, лук - лучок и т.д.).

Обращайте внимание на то, как изменяются слова!


В четверг:  со слов ребёнка запишите в тетрадь рассказ .

Развитие памяти, связной речи. Пересказ рассказа

«Про то, как Вовочка компот варил» (с элементами дополнения*) 

Пришла бабушка Нина  из магазина и принесла целую сумку овощей и фруктов. И говорит:

-Подожди, Вовочка, вернусь, сварю тебе компотика сладенького.

И ушла к соседке тёте Маше. А Вовочка ждать не стал, решил сам компот сварить.

 Взял большую кастрюлю и положил туда:  яблоко,  апельсин ( с кожурой), грушу…….(фрукты,  которые вспомнит ребенок)..помидор,  репку, картошку нечищеную….(овощи)

Налил Вовочка в кастрюлю воды и поставил на плиту. Сам включать плиту не стал, стал бабушку ждать.

Пришла бабушка, а Вовочка и говорит: - Бабушка! Я компот варю!!!

Заглянула бабушка в кастрюлю, а там плавают:……. (постараться вспомнить  всё перечисленное).

-Вовочка!!!!!!!! Кто ж так компот варит???

- А как надо, бабушка?

- А вот я тебе сейчас покажу, как надо…………….(ваш рецепт*   « как надо»: поговорите о том, из чего и как варят компот. По-возможности, всесте с ребёнком  сварите его).

……………………………………………………………………………………………

- запомнил ли Ваш ребёнок имена? (в жизни это будет необходимо)

- не путает ли последовательность рассказа?

- не путает ли понятия «овощи» и «фрукты»?

Помогайте ребёнку наводящими вопросами; помогите грамотно оформить высказывание, просите повторить правильную фразу!


2-я неделя

Деревья и кустарники.

1. Во время прогулки рассмотрите деревья и кустарники. Расскажите ребенку чем они отличаются, из каких частей состоят ( корни, ствол (у дерева),  ветки, листья, обратите внимание, есть ли семена, плоды ).

Помогите запомнить названия ( берёза, дуб, клён, рябина, тополь, осина, шиповник ). Соберите гербарий, рассмотрите листья: их форму, цвет,  помогите запомнить какой лист с какого дерева или кустарника.

2. Зарисуйте или наклейте небольшие высушенные листья в тетрадь, подпишите печатными буквами. Проверьте, запомнил ли ребёнок, какие это листья.

3. Словообразование, словоизменение: задавайте ребенку вопросы типа: «Ветка дуба - какая ветка? (дубовая). Ствол дуба – какой ствол? (дубовый). Листья дуба – какие листья? (дубовые)» и т.п.

Внимательно следите за правильностью изменения окончаний, делайте на них акцент!

 

Звук и буква У.

 

1.  Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других: ( [У] в начале слов выделяйте голосом )     

Уля сварила уху для утят,  Только утята ухи не хотят.

 

2. Попросите ребёнка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишья (Уля, уха, утята), выделяя [У]  голосом.

 

3. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У], (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп…).

 

4. Вместе с ребёнком  нарисуйте схематичные  картинки,  названия которых начинаются со звука [У].

 

5. Помогите запомнить ребёнку, что звук [У] можно петь, голос при этом не встречает преград: это гласный  звук.  Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

 

6. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок покажет и обозначит красным кружком  букву - У - в словах, попросите его сказать, в начале, в середине или конце находится буква, сколько букв  У  в слове. А потом пусть  покажет букву  А

 7.  Поупражняйте ребёнка в написании буквы  У - в воздухе , в тетради.

 

8. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: АУ, УА, УАУ, АУУ, УААУ,…- любые комбинации.  Читать слоги надо плавно, нараспев, ( передвигая пальчик от одной буквы к другой). «Едем и поём»



В четверг вечером:

Пересказ с элементами сочинения.

-Помогите ребенку вспомнить и назвать деревья; цвет осенней листвы.

-Словообразование:  с клена упал (какой?- кленовый листочек; с дуба -….. и т.п.)

-Попросите вспомнить и рассказать рассказ, совместно составленный на занятии (в случае затруднения, или отсутствия на занятии, прочитайте рассказ, помогите пересказать): 

Странный кустик.

-Шел ёжик по осеннему лесу. Любовался деревьями. Деревья были красивые: разноцветные, пёстрые, желтые, красные, золотые (…..всё, что вспомнят)

-Постоял ёжик под  дубом, и упал на него дубовый листочек.

-Постоял под клёном, - упал на ежика  кленовый лист (…..всё, что вспомнит назвать)

-Увидела это с дерева сова, и удивилась:

-У-У! Вот чудеса! Что за странный кустик идет по лесу?»

* Что сделал ёжик с листьями?- рассуждения детей (утеплил свою норку, поделился с друзьями, …).     


3-я неделя

Звук и буква О

1. Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:

Осень ранняя настала.     Оля с осликом гуляла.

 Попросите ребёнка произнести слова со звуком [О] в начале из этого двустишья (осень, Оля,  ослик). 

2. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [О], (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи). [О]  должен быть в ударной позиции!

3. Поупражняйте ребёнка в написании буквы О в воздухе, в тетради.

4. Помогите запомнить ребёнку, что звук [О] можно петь, голос при этом не встречает преград: это гласный  звук.  Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

5. Вместе с ребёнком нарисуйте схематичные картинки, названия которых начинаются со звука [О].

6. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок покажет и обозначит красным кружком  букву О (снизу) , попросите его сказать, сколько букв  - О – в слове. А потом пусть  покажет знакомые буквы.

7. Поупражняйте ребёнка в написании буквы О в воздухе, в тетради.

8. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: ОА, ОУ, АУ, УА, ОАУ, УУО, АОУО,… (в любых комбинациях).

Читать слоги надо плавно, нараспев, передвигая пальчик от одной буквы к другой («едем и поём»).


Лес. Грибы. Ягоды.

1. Побеседуйте с ребёнком о лесных грибах, ягодах. Рассмотрите иллюстрации. Нарисуйте (или приклейте) картинки с изображением грибов, ягод.  

Помогите назвать и показать части (шляпка, ножка, ...)

2. "Подбери признаки": мухомор (какой?) - красивый, яркий, ядовитый; боровик - крепкий, большой, (лисичка, малина, клюква, и т.п.)

3. "Сосчитай от 1 до 7":  1 гриб, 2 гриба..., 7 грибов, (боровик, лисичка, опёнок, дерево, земляника, пень,  и т.д.). Обращайте внимание на то, как изменяются слова!

4. "Один - много": одна берёза – много берёз, (осина, дуб, гриб, пень, лист, ягода и т.д.)

5. "Прохлопай слова": бо-ро-вик, му-хо-мор, по-до-си-но-вик, ли-сич-ка, гриб, гри-бы, я-го-ды, де-ре-во, ма-ли-на, чер-ни-ка, брус-ни-ка, зем-ля-ни-ка, мо-рош-ка, клюк-ва, е-же-ви-ка.

6. "Назови ласково": рябина – рябинушка, рябинка, (ива, дуб, лист, опёнок, поганка, боровик, клюква, и т.д.)

7. "Есть – нет": был мухомор – и нет мухомора, (подберёзовик, шляпка, поганка, лисичка, опёнок, пень)

8. "Где растут грибы": под берёзой – подберёзовик, под осиной – …, на пне -..., во бору – боровик. Выделяйте голосом предлоги.

9. Ответь на вопросы: 

Как называют человека, собирающего грибы? В какое время собирают грибы и ягоды? Что можно делать с грибами? С ягодами? Как называется суп из грибов? 

10."Что лишнее и почему?"

Поганка, волнушка, шишка, мухомор.

Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

Клюква, клубника, черника, морошка 


4-я неделя

Посуда. Продукты питания. 

1. Рассмотрите с ребенком посуду, побеседуйте о ней.  Объясните, что посуда бывает кухонная – в ней готовят пищу, столовая – из которой едят. Закрепите с ребенком названия посуды.

2. Обратите внимание ребенка, что посуда сделана из различных материалов. Поупражняйте в образовании прилагательных (стакан из стекла – какой? – стеклянный, кастрюля из железа - …, чашка из фарфора - … и т.п.).

Обратите внимание на правильное употребление родовых окончаний!


3. Наклейте или нарисуйте в тетради картинки с изображениями посуды. Подпишите печатными буквами названия. Пусть ребенок расскажет о каждом предмете («это чугунная сковорода, она тяжелая, у нее длинная ручка. На сковороде можно пожарить котлеты, блины, картошку»).

4. Объясните, что названия посуды могут происходить от названия тех продуктов, которые в нее кладут. Поупражняйте ребенка в словообразовании: соль кладут в солонку, сахар в – сахарницу, (хлеб, перец, горчица, салат, конфеты, селедка, масло, чай, кофе, сливки, соус, суп, сухари).

5.  Помогите ребёнку придумать короткий рассказ о своей любимой посуде (чашке / тарелке...)

                                             

Звук и буква И

1. Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других (выделяйте голосом):

Ира с Игорем играли, И игрушки разбросали.

2. Попросите ребёнка произнести слова со звуком [И] в начале из этого двустишья (Игорь, Ира, играли игрушки).

 

3. Помогите ребёнку вспомнить имена, начинающиеся со звука [И], (Инна, Ира, Иван, Илья).

4. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [И], (искры, иглы, игры, ива, ирис, индюк).

5. Вместе с ребёнком  нарисуйте несколько схематичных  картинок, названия которых начинаются со звука [И].

 

6. Поупражняйте ребёнка в написании буквы - И - в воздухе, в тетради.

7. Помогите запомнить ребёнку, что звук [И] можно петь, голос при этом не встречает преград: это гласный  звук.  Пусть он поёт этот звук на любую мелодию.

8. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок покажет и обозначит красным кружком  букву - И - в словах, попросите его сказать, в начале, в середине или конце находится буква, сколько букв  - И  в слове. А потом пусть  покажет все знакомые буквы.

 

9.  Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в плавном чтении слогов: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ, АУ, УА, ООА, АОИ, УИО, ОУАИ…(в любых комбинациях.) Читать слоги надо плавно, нараспев, ( передвигая пальчик от одной буквы к другой ).


Пересказ рассказа. Развитие связной речи и памяти. 

-Попросите ребенка вспомнить и рассказать историю про Пашу и Машу.

-Если ребёнок испытывает трудности, прочитайте рассказ.

-Помогите ответить на вопросы полной фразой.

-Прочитайте рассказ ещё раз с установкой на запоминание.

-Попросите пересказать.

«Это я виноват!»

Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в буфет за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подож­ди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удер­жала её. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

 

Вопросы по тексту:

Где играли Маша и Паша?   Где была бабушка, что она делала?    Чего захотела Маша и за чем она полезла в буфет?  Что сказал Паша сестре? Послушалась Маша брата?  Что она сделала, и что случилось с банкой варенья?  Кто пришёл на шум?  Что сказала бабушка? Что сказал Паша?

Учим отвечать полным ответом

 

После пересказа можно побеседовать с ребёнком (учите рассуждать о прочитанном).

Почему Паша взял вину на себя?  Как поступил Паша: хорошо или нет?  Кто был старше?  Кто младше?  Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же и взять вину на себя?

НОЯБРЬ

1-я неделя

Дикие птицы.

1. Рассмотрите картинки, изображающие диких птиц: журавль, сова, лебедь, ласточка, дятел, ворона, воробей, синица, голубь,.... Рассмотрите на иллюстрациях и назовите части тела у птиц: туловище, голова, лапки, крылья, хвост, клюв, перья.

Подберите признаки (у журавля, аиста – длинные ноги, длинный клюв, шея. У совы- ….).

2. На прогулке обратите внимание на зимующих птиц (воробей, ворона, синица, чайка, голубь). Объясните, почему они называются неперёлетными.

Расскажите, куда и почему улетают перелётные птицы.

 3. «Улетает -  не улетает». Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

4. «Один-много»: кукушка-кукушки, (журавль, соловей, грач, утка, ласточка, сова, филин, …). Обращайте внимание на то,как изменяются слова.

5.  «У кого кто?»: у кукушки-кукушонок, кукушата; (у грача – грачонок, грачата; у утки-утенок, утята; у вороны – вороненок, воронята,…).

 6. «Назови ласково»: Лебедь - лебёдушка, скворец – скворушка, (гнездо, перо, воробей,  утка,…).

7. «Посчитай»: 1 воробей, 2воробья, 5 воробьёв (голубь, ворона, сова,…).

8. «Кто как подаёт голос?» Сова - ухает, журавль – курлычет, (кукушка, гусь, воробей,…)

7. Наклейте или зарисуйте в тетради птицу (на ваш выбор). Подпишите печатными буквами. Предложите ребенку составить маленький  рассказ. Это ласточка. Дикая перелётная птица. Она маленькая, чёрная с белой грудкой. У неё маленький клювик, хвостик вилочкой. Ласточка очень быстрая, проворная. Питается мошками. На зиму улетает на юг.

 

Подготовка  к  обучению грамоте.  Языковой анализ. 

Напомните ребёнку, что буква и звук – это не одно и то же.

Букву мы пишем и  читаем.     Звук  говорим и  слышим. Поупражняйте ребёнка: «услышишь звук,- хлопни в ладоши и скажи «звук». Увидишь букву - скажи «буква»; показывайте буквы, называйте звуки (любые).

Звуки бывают гласными и согласными.  Когда произносим гласный,- голос не встречает преград!

Произнесите, пропойте, прочувствуйте (йотированные гласные Е Ё Ю Я - НЕ «трогаем»- они из двух звуков! Только простые: А О У И Ы Э).

Когда произносим согласный,- голос  встречает преграды: язык, зубы или губы. Произнесите, прочувствуйте, определите преграды (согласные, которые ребёнок неверно произносит,- НЕ «трогаем»! Наиболее сохранны и «удобны» : М П Б Н Д Т К Г Ф В и их мягкие пары Мь, Пь,…).

Помните, что чёткое, точное проговаривание - «опора для письма».


В четверг:         Развитие связной речи, мышления, памяти.  Пересказ.

 - Побеседуйте с детьми о перелётных птицах ещё раз:

 Какие птицы улетают на юг?  Почему? (не могут найти корм в родных краях). Что кушают птицы зимой? Где ищут корм, почему трудно добыть корм зимой? (червяки и насекомые спрятались, семян и ягод не осталось, водоёмы замерзают,…).  Где находятся южные тёплые страны? (за морем).

-  Поговорите о том, что утки, гуси и лебеди бывают городскими, дикими и домашними. Только дикие улетают на юг (потому, что не могут добыть корм). Они летают стаями: летят клином, косяком. Впереди - самый сильный, умный вожак, который знает дорогу.

-  Грачи -…( каркают),  утки -….(крякают),  а  лебеди -…..( трубят).

- Попросите вспомнить и рассказать рассказ про лебедей.

* Если ребёнок затрудняется,то:

 - прочитайте рассказ. Задайте вопросы по тексту, помогайте отвечать полной фразой.

- Прочитайте рассказ ещё раз с установкой на запоминание. Попросите пересказать. Если надо, поправляйте, помогайте вопросами.

- Попробуйте спустя время пересказать ещё раз (развитие долговременной памяти).

 

Лебеди   (или Про лебедей).

-Митька и дедушка собирали в огороде картошку, репу, (…овощи, которые вспомнит ребёнок…..).

-Митька спросил: «Дедушка, а кто это в небе трубит?»

-Дедушка сказал: «Внучок, это лебеди стаей летят на юг и трубят. Они летят клином, (косяком), впереди самый сильный, самый умный, (..…..) лебедь, вожак, который знает дорогу на юг.

-Дедушка, а далеко ли юг?

-Далеко, за морем.

-Дедушка как же лебеди присядут по дороге?

-Никак, внучек. Они будут, лететь, лететь, лететь...

-Дедушка, но ведь тяжело!!

-Тяжело!! А что поделаешь? Нужно!!!


- Что Митька и дедушка делали в огороде? Что спросил Митька у дедушки? Что ответил дедушка: как летят лебеди на юг? как они кричат? Кто летит впереди?  Где находится юг? Смогут ли лебеди присесть по дороге? Каково лебедям, что им делать?

 

- При желании: побеседуйте о том, что произошло бы с непослушными молодыми лебедями, если бы они не захотели трудных перелётов, и остались. Где, как плавать, добывать корм,..?  Как, где спастись?! Важно: не давайте птицам погибнуть!

В идеале: рассказать всю историю кому-то из членов семьи.

Развитие мышления, памяти  и  речи – дело непростое и кропотливое, но это лучшая подготовка, и не только к школе, а к жизни вообще.


2-я неделя

Домашние животные и птицы.

1. Побеседуйте о том, что домашними мы называем тех животных и птиц, ко­торые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рас­смотрите изображения кошки с котёнком, собаки со щенком, коровы с те­лёнком, лошади с жеребёнком, овцы с ягненком, козы с козленком, свиньи с поро­сенком, кролика с крольчонком, курицы  с цыпленком и т.п. Пусть ребенок показывает и называет их. Помогите ему запомнить название детенышей.

2. Схематично зарисуйте или вырежьте и наклейте в тетради изображения нескольких животных и птиц. Подпишите печатными буквами. Помогите ребёнку составить маленькие  рассказы о животном и птице.

Например: Это собака. Собака — домашнее животное. Она охраняет хозяина и его дом. Человек кормит собаку мясом, кашей, молоком. Детеныши собак – щенки.

Это корова. Корова — домашнее животное. Она дает человеку молоко. Человек кормит корову травой, сеном. Детеныш коровы – теленок. И т.п.

 

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч и называете детеныша животного /птицы, а он бросает мяч обратно и называет детенышей во множественном числе. Ягненок-ягнята; поросёнок-поросята; козлёнок-козлята; щенок-щенята; телёнок-телята; котёнок-котята; жеребёнок-жеребята, индюшонок-индюшата.

 

4.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Бросаете ребенку мяч и называйте домашнее животное, птицу, а он бросает мяч обратно, вслух об­разуя притяжательное прилагательное.Уши кролика - кроличьи; хвост собаки - собачий; голова коро­вы - коровья; копыто лошади - лошадиное; шкура овцы -овечья; рога козы - козьи; глаза кошки - кошачьи; пятачок свиньи - свиной, гребень петуха - петушиный, клюв утки -утиный.

 

5. Побеседуйте о том, какие звуки издают животные (хрюкают, ржут, мычат, блеют, кудахчут и т.д.)

 

                                             Звук и буква Т.

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:                       

                                       Таня, в тарелку положи творог,                      

                                       Будет творог есть забавный щенок.                   

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Т] в начале из этого двустишья. 

2.Объясните ребёнку, что звук [Т] нельзя петь. Это согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (язык, зубы). Это глухой звук: он произносится без голоса (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твёрдым [ Т ], его обозначают синим цветом; и мягким  [ ТЬ ] – обозначают зелёным.

3.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Т, ТЬ], (тапки, торт, табуретка, танк, трактор, трамвай. Тигр, тень, темнота).

4.Вместе с ребёнком нарисуйте  несколько схематичных картинок, названия которых начинаются со звуков [Т], [ТЬ].

5. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребёнок подчеркнёт нужным цветом буквы Т, ТЬ, а потом покажет другие пройденные буквы.

6. Поупражняйте в написании буквы.

7. Крупно напишите поупражняйте ребёнка в чтении: AT, УТ, ОТ, ИТ, ТА,ТУ, ТО, ТИ, ТАТА, ТОТО. Помогите ребенку определить, твердо или мягко звучит звук [ Т ] и обозначить кружком соответствующего цвета под буквой.


В четверг:                Развитие памяти и связной речи: пересказ.

Попросите вспомнить и рассказать рассказ «Капустный листок».

Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

– Ко! – удивился Петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит:

– Ко!

А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:

– Му-у?

– Ко! – говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

– Му-у? – не понимает Телёнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

– Ко! Му-у? Ко-му?

Услышала это Коза и как заблеет:

– Ме-е-е! Мне-е!

Л. Яхнин

*Если ребёнок затрудняется, прочитайте рассказ.

Вопросы к рассказу (помогайте отвечать полной фразой):

- Что делал телёнок возле забора? - Что нашёл Петушок в траве? - Понравился ли ему капустный листок?  - Кому Петушок предложил листок капусты? - Попробовал ли его Телёнок? - Почему? - Что сказала Коза?

Повторное чтение  с установкой на запоминание. Пересказ  рассказа.


3-я неделя

Дикие животные наших лесов. 

1. Побеседуйте о том, что животные, которые живут на воле, называются ди­кими. Они сами строят жилище, добывают еду.

2. Поговорите с ребенком о детенышах животных,  рассмотрите изображения медведя с медвежонком, волка с волчон­ком, лисы с лисенком, зайца с зайчонком, белки с бельчонком, лося с лосенком, ежа с ежонком, и т.п. Пусть ребенок показывает и правильно называет их.

3. Нарисуйте в тетради изображения нескольких (2-3) животных, подпишите. Пусть ребенок устно о каждом животном составит небольшой рассказ по образцу. Помогите: задавайте наводящие вопросы.

Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя очень маленький. Его детёныши – медвежата.

Это волк. Он не очень большой, серый, похож на собаку. У него большая голова, на голове треугольные уши. У волка большая пасть и острые зубы. Хвост волка похож на палку. Детёныши волка – волчата.

Это лиса. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее острые  ушки и пушистый хвост.

Это заяц. Он маленький, серый, а зимой белый. У него длинные уши и короткий хвост. Перед­ние лапы короче задних. Его детёныши…

Если ребенок не может составить рассказ о животном с опорой на картинку, помогите ему вопросами: Кто это? Он большой или маленький? Какого он цвета? Какая у него голова? Что есть у него на голове? Какие лапы? Какой у него хвост? И т.п.

4. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Обращайте внимание на окончания!

Медведь — медведи; волк — волки; лиса — лисы; заяц — зайцы; еж — ежи, и т.п.

5. "Чей? Чья? Чье? Чьи?". Бросайте мяч, называя животное. Возвращая мяч, ребенок образует притяжа­тельное прилагательное.

 Шкура медведя — медвежья; зубы волка — волчьи; хвост лисы — лисий; уши зайца — заячьи; иглы ежа-ежиные.

6. Выясните, знает ли ребенок, как  зимуют дикие животные. Напомните ему, как называются их жилища.

У медведя — берлога; У волка — логово; У лисы — нора; У ежа — норка; У белки — гнездо в дупле. Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, поиграйте с мячом: вы называете животное, а ребенок его жилище (или наоборот).

 

Звук и буква П. 

 1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:                                 Поля Павлику Петрушку   Положила под подушку.

2.Попросите ребёнка произнести слова со звуком [П] в начале из этого двустишья  (Поля, Павлик, положила, под, подушку).

3.Объясните ребёнку, что звук [П] нельзя петь. Это согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (губы). Это глухой звук: он произносится без голоса (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твердым [ П ], его обозначают синим цветом; и мягким [ ПЬ ] – обозначают зеленым.

4. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [П], [ПЬ],-(палка, полка, пушка, пальма, попугай, пирамида, пират, пирог…). Вместе с ребёнком нарисуйте схематичные картинки.

5.Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву -П-в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

6.Поупражняйте в написании буквы.      

7.Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: АП, УП, ОП, ИП, ПА, ПУ, ПО, ПИ.

ПАПА, ПУП.  Помогите ребенку определить, твердо или мягко звучит звук [ П ] и обозначить кружком соответствующего цвета под буквой

 

В четверг:    Развитие памяти и связной речи: пересказ.

Попросите вспомнить и рассказать рассказ «КАК АЛЁША ХОТЕЛ БЕЛКУ ИСПУГАТЬ»

 

Один раз пошёл Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепку. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»

*Если ребёнок затрудняется, прочитайте рассказ.

Вопросы к рассказу (помогайте отвечать полной фразой):

Куда пошёл Алеша, за чем? — Кого он увидел? — Где сидела белка? — Что Алёша кинул в белку? — Зачем Алёша кинул кепку? — Где осталась кепка?  — За что она зацепилась? — Кто проходил мимо? — Кто залез на дерево и достал кепку? — Что сказал Саша? — Почему Алёша сам себя наказал? — Как Алёша поступил? — Можно обижать животных?

Повторное чтение  с установкой на запоминание. Пересказ  рассказа.


4-я неделя

Звук и буква Н.

1.         Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других: 

Надя Наташе ноты несёт,

Наташа   по нотам песню споёт.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Н] в начале из этого двустишья.

 

2. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Н].

3. Объясните ребёнку, что звук [Н] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (зубы, язык). Это звонкий звук: он произносится с голосом (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твёрдым [Н], его обозначают синим цветом; и мягким [НЬ] – обозначают зелёным.

4. Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся с этих звуков  (нос, ноты, нож, ножницы, нитки, невод, небо, и т.п.), сделайте  несколько схематичных рисунков.

5. Печатными буквами подпишите все  картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву Н- синим, если звук звучит твердо;  зелёным – если мягко.

6. Поупражняйте в написании буквы.

7. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении:

- АН, УН, ОН, ИН,

- НА, НУ, НО, НИ.

- НАТА, НОТА, НИНА.      

Количество и сложность подбирайте для своего ребёнка.  Чтение плавное, не побуквенное!


Поздняя осень. Деревья

1. Повторите названия осенних месяцев.

 Объясните ребенку понятия «ранняя осень», «поздняя осень». Повторите  основные приметы осени, вспомните, сравните изменения в природе.

2. Нарисуйте  дерево ранней осенью и поздней осенью. Чем они отличаются?

3. Игра: «1,2,5»:  Один дуб, два дуба, пять дубов,  (клён, липа, сосна, берёза, рябина, ель). Обращайте внимание на то, как меняются слова.  Какие из деревьев всегда зелёные?

4. Скажи со словом «осенний»: небо какое? – осеннее, ветер - какой? (аллея, солнце, туча, дождь, листья, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто). Обращайте внимание на окончания!

5. Скажи наоборот: осень ранняя - осень поздняя, (день веселый;  день солнечный; облако белое; погода хорошая).                                                    


 5-я неделя

Звук и буква М.

1. Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов  он слышит чаще других:  

Мама с Машенькой гуляли,

И матрёшку потеряли.

Попросите произнести слова со звуком [М].

2. Объясните, что [М] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите произнести звук и назвать эти преграды (губы). Это звонкий звук: он произносится с голосом (попросите произнести, прислушаться). Он может быть  твёрдым- [М], его обозначают синим цветом; и мягким [МЬ] – обозначают зелёным.

3. «Послушай, повтори, скажи: твёрдо или мягко звучит звук, подай сигнал (покажи карандаш/ фишку нужного цвета)» мак, мел, мох, мяч, сом, семь, комок, комета, музыка, месяц, машина, мишка

4.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [М] [МЬ]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько схематичных рисунков.

5.Печатными буквами подпишите все  картинки. Пусть ребёнок покажет и обозначит букву М-синим кружком, если звук звучит твёрдо, зелёным – если мягко.

6. Поупражняйте в написании буквы.

7.Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении:

- AM, УМ, ОМ, ИМ, АМА,

- МА, УМУ МУ, ОМО, МО,  МИ.        

­- КОМ, МАМА, ТИМА, ПУМА.         

- ТУТ МАМА И ТИМА.   ТАМ  ПУМА.

Чтение плавное, не побуквенное!  Палец «ведёт чтение».   Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка. Просите объяснить смысл прочитанного!


Календарь.

 

- Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед зимой? После зимы? - Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы.

- Объясните пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

- Побеседуйте о том, как мы узнаём время.

Время мы узнаём по часам. Ещё помогает нам отсчитывать время  КАЛЕНДАРЬ.

- Начиная знакомство, удобнее использовать календарь, на котором весь год расположен на одной странице; понять соотношение между частями года – что больше месяц или неделя, месяц или год.  

- Рассмотрите разные календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, электронный и т.п.

 

- Побеседуйте, зачем людям нужен календарь, чем он помогает? (узнать какой день, месяц, год)

 Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета.

  С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

 

- Планируйте предстоящие события, делая пометки в календаре. Использовать календарь особенно удобно, если ребенок регулярно посещает кружки или секции

Комментариев нет:

Отправить комментарий