О развитии речи у детей

Каким бывает недоразвитие речи?

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправиль­но целый ряд звуков. Кроме того, эти дети часто путают с/ш, з/ж, р/л. Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллек­том, имеющими ряд особенностей развития речи:
♦   нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
♦   грамматические ошибки в речи;
♦   нарушение произношения, путаница звуков;
♦   меньший словарный запас, чем у их сверстников.
Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского язы­ка, пополнить словарь.

Как обучить ребёнка языковому анализу.
Прочитайте этот раздел очень внимательно. Если возникнут затруднения, обращайтесь к логопеду или воспитателям.
­  Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
­  Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э, О.
­  Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он без труда  определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости. Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА.
­  Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными кружками, твердые согласные – синими кружками, а гласные звуки – красными кружками.
­  Запомните: Ч, Щ, Й – всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц – всегда твердые.
­  Буквы – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:
Я = йа
Ю = йу
Ё = йо
Е = йэ

Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ?
­  Слог – это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).

­  Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.

­  Ударение – выделение голосом гласного звука.

­  Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.
Пример:
КОНИ – 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
ЗвукК – согласный, твердый, глухой;
ЗвукО – гласный, ударный;
Звук Н – согласный, мягкий, звонкий;
ЗвукИ – гласный, безударный.

­  Составить схему слова – это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить кружки, обозначающие звуки, в нужные цвета.

   Пример:
   КОНИ
   КО – НИ

­  Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов в предложении и характеристику каждого слова.

   Пример:
Дует холодный ветер.
   Это предложение. В нем три слова. Слово ВЕТЕР отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? и обозначает предмет. Слово ДУЕТ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначает действие. Слово ХОЛОДНЫЙ отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета.

Консультация по развитию лексико-грамматического строя речи

Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис.

Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис - словосочетания и предложения. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.
Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой. Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5-2-х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них. К трём годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространёнными предложениями.
К четырём годам словарь ребёнка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные.
прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ре­бёнка является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными. Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлечённые признаки, например: весёлый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».
Ребёнок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребёнок все чаще задаёт вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом маленький Почемучка продолжает расширять свои знания об окружающем мире. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша был накоплен определённый словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики. В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром в качестве иностранного русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходи­мо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком», «тучем», не подозревая о существовании окончаний -ой, -ей. Также могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов» или «много этажов».
Взрослому необходимо исправлять ошибки ребёнка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребёнком ошибку, — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребёнку несколько
аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.
У детей 4-х лет фраза становится длиннее—количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребёнок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.
 У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребёнок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр — автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Перечень игр:
1.ОТВЕТЬ ОДНИМ СЛОВОМ
ЦЕЛЬ - изменение существительного по падежам
2. ОДИН И МНОГО
ЦЕЛЬ - образование множественного числа существительного
З. ОТКУДА И КУДА
ЦЕЛЬ - употребление существительных с предлогами в и из,на и с
4.КТ0 НА ЧЁМ
ЦЕЛЬ - употребление существительных с предлогом на
5.КТ0 С ЧЕМ? КТО С КЕМ?
ЦЕЛЬ - употре6ление существительных с предлогом С
6. СКАЖИ КТО ГДЕ
ЦЕЛЬ - употре6ление предлогов в,на и под
7. ИГРАЕМ В ПРЯТКИ
ЦЕЛЬ - употребление предлогов за и из-за
8.ЧТ0В ЧЁМ
ЦЕЛЬ - образование существительных с помощью суффиксов -иц-,ик-,-онк-,-енк-
9.У КОГО - КТО
ЦЕЛЬ - употребление существительных-названий детёнышей
животных в единственном и множественном числе
10.СЛОВА - ИНОСТРАНЦЫ
ЦЕЛЬ - употребление несклоняемых существительных
11. ЧТО В МАГАЗИНЕ
ЦЕЛЬ согласование прилагательного с существительным во
множественном числе
12.БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
ЦЕЛЬ - согласование прилагательного с существительным,
образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных
13.ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?
ЦЕЛЬ - образование относительных прилагательных
14.УГАДАЙ, ЧЬЁ?
ЦЕЛЬ - образование притяжательных прилагательных (чей, чья, чьё?)
15.РАССКАЖИ О НЁМ
ЦЕЛЬ - изменение глагола настоящего времени первого лица
единственного числа на глагол третьего лица
16.ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
ЦЕЛЬ - употребление глаголов совершенного и несовершенного вида
П.ПРИДУМАЙ СЛОВО
ЦЕЛЬ - образование глаголов от существительных
18.П0Х0ЖИЕ СЛОВА
ЦЕЛЬ - употребление возвратных и невозвратных глаголов
19.ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ЦЕЛЬ - употребление приставочных глаголов
20.СКАЖИ.КАК
ЦЕЛЬ- образование наречий от прилагательных
21.СКАЖИ НАОБОРОТ
ЦЕЛЬ - употребление наречий-антонимов
22. СКОЛЬКО ИХ
ЦЕЛЬ - согласование существительных с числительными 1,2 и 5


Как помочь ребенку развить связную речь?

Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.
АЛЬБОМЫ
♦  Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем от­дыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т. п.
♦  Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию
с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
♦  Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
РАССКАЗЫ РЕБЕНКА
♦  Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку — папе, бабушке,
знакомым.
ПЕРЕСКАЗЫ

♦   Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
♦   Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.





Для детей с общим недоразвитием речи                                                              наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ  процессов,тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
— нарушены внимание и память;
— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:
они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках,
не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т. п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное и т. п.); собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т. п.).
словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут
воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения
педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание
на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание
при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в
течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче
воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем
четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.
неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции —
языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи
и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют
смычки и щели между собой или с неподвижными органами — небом и
зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их
дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
была подтверждена исследователями Института физиологии детей и под-
ростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина).
речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь
не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей
с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отли-
чаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат
ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш,
иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.
следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.
Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не
связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что
нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда — он больше».
и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают
простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже
несложные загадки.
функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а
что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается
словесно-логического мышления и внимания.
группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких малышей
проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так,
на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся
сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать,
то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив,
сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад,
задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм,
чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней
агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным
детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых
невозможно полноценное обучение и воспитание.

Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности,
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно
Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и
И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой,
Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой
Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а

                                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий