http://kolomenskaya-lena.blogspot.com/
Родителям о
логопедических группах.
В логопедическую группу отбираются дети старших и подготовительных групп,
имеющие общее недоразвитие речи.
Количество детей в группах ограничено – 10-15 человек.
В первую очередь в коррекционные речевые группы зачисляются
дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием и задержкой психического развития, должны
быть направлены в специальные коррекционные группы. В случае отказа от перевода
ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности
за полное устранение дефекта.
Консультации для родителей проводятся 1 раз в неделю вечером (1 и 2 среда
месяца, с 16.00 до 18.00)
Занятия с логопедом проводятся ежедневно.
3 раза в неделю по 15 минут – индивидуальные занятия по
коррекции звукопроизношения.
2 раза в неделю (во вторник и четверг) – подгрупповые
по коррекции и формированию
- фонематических процессов (умение выделять звуки на фоне слова,
определять место звука в слове, порядок звуков в слове, дифференцировать,
различать оппозиционные звуки)
- лексико-грамматического строя речи (пополнение, уточнение и
активизация словаря, умение изменять слова по числам, родам, падежам,
образовывать новые слова, правильно согласовывать слова в предложении,
правильно использовать предлоги)
- развитие связной речи (умение пересказывать небольшие тексты на слух,
составлять загадки-описания и рассказы по картинкам).
На подгрупповых занятиях с логопедом также ведётся работа над
развитием неречевых психических функций – зрительного и слухового восприятия и
внимания, памяти, мышления.
В логопедической группе работа ведётся в соответствии с годовым
тематическим планированием: каждую неделю в группе изучают новую
лексическую тему, отражающую явления общественной жизни, праздники, сезонные
изменения, лексические понятия.
После подгрупповых занятий родители получают рекомендации
для закрепления полученных знаний, умений и навыков дома.
Рекомендации печатаются на карточках. Карточки можно брать
домой. Задания выполняются в течение текущей недели, после выходных –
возвращаются (лучше всего держать их в качестве закладок в тетради).
На индивидуальных занятиях – работа над коррекцией звукопроизношения.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких
взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного, и
оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа (в сентябре) каждый
ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед
получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет
перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя подготовку к постановке,
постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию (различение
сходных в произношении звуков).
Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием
фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4
детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения.
После постановки звука наступает этап его автоматизации в слогах, словах,
фразах, стихах и текстах.
Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть
различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного наступает оценочно-контрольный этап, во
время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации
звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в детском саду,
первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И
эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую
занимают родители.
К сожалению, нередко встречаются два крайних варианта отношения к вопросу
коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием
рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще
находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и
значительно замедляет весь процесс коррекции.
В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная
логопедическая тетрадь, в которой записывается отработанный речевой
материал и рекомендации логопеда родителям.
Тетрадь ежедневно приносят в детский сад, а затем забирают
домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения, несформированность, (или неполная сформированность)
фонематическмх процессов, лексико-грамматическрого строя речи и
связной речи, требуют оказания ребенку специальной помощи. От
совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей, будет
зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.