Родителям о логопедических группах.
В логопедическую группу отбираются дети старших и подготовительных групп,
имеющие общее недоразвитие речи.
Количество детей в группах ограничено –
12-15 человек.
В
первую очередь в коррекционные речевые
группы зачисляются
дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием и задержкой психического развития, должны
быть направлены в специальные коррекционные группы. В случае отказа от перевода
ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности
за полное устранение дефекта.
Консультации для родителей проводятся 1 раз в неделю вечером (1 и 2
среда месяца, с 15.30 до 18.00)
Занятия с логопедом проводятся
ежедневно.
3 раза в неделю по 10-15 минут – индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
2 раза в неделю (во вторник и четверг) – подгрупповые по коррекции и формированию
- фонематических процессов (умение выделять звуки на фоне слова, определять место звука в слове, порядок звуков в слове, дифференцировать, различать оппозиционные звуки)
- лексико-грамматического строя речи (пополнение, уточнение и активизация словаря, умение изменять слова по числам, родам, падежам, образовывать новые слова, правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги)
- развитие связной речи (умение пересказывать небольшие тексты на слух, составлять загадки-описания и рассказы по картинкам).
На подгрупповых занятиях с логопедом также ведётся работа над развитием неречевых психических функций – зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мышления.
В логопедической группе работа ведётся в соответствии с годовым тематическим планированием: каждую неделю в группе изучают новую лексическую тему, отражающую явления общественной жизни, праздники, сезонные изменения, лексические понятия.
После подгрупповых занятий родители получают рекомендации для закрепления полученных знаний, умений и
навыков дома.
Рекомендации печатаются на карточках. Карточки можно брать домой. Задания
выполняются в течение текущей недели, после выходных – возвращаются (лучше
всего держать их в качестве закладок в тетради).
На индивидуальных занятиях – работа над коррекцией звукопроизношения.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
диагностического, коррекционного, и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа (в
сентябре) каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое
обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой
деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает
в себя подготовку к постановке,
постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию
(различение сходных в произношении звуков).
Параллельно с этим решаются задачи,
связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и
лексико-грамматического строя речи.
Занятия проводятся как индивидуально,
так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами
звукопроизношения.
После постановки звука наступает этап
его автоматизации в слогах, словах, фразах, стихах и текстах.
Продолжительность
постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от
сложности нарушения.
По окончании коррекционного наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и
воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в детском саду,
первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И
эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую
занимают родители.
К сожалению, нередко встречаются два крайних варианта отношения к
вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием
рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще
находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и
значительно замедляет весь процесс коррекции.
В помощь родителям для
каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой
записывается отработанный речевой
материал и рекомендации логопеда родителям.
Тетрадь ежедневно приносят в детский сад, а затем забирают домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения, несформированность, (или неполная
сформированность) фонематическмх процессов, лексико-грамматическрого строя речи и связной речи, требуют оказания ребенку специальной
помощи. От совместной деятельности логопеда,
воспитателей и родителей, будет зависеть
успешная подготовка ребенка к обучению в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий