ЗАДАНИЯ НА ВЕСНУ

 

МАРТ

1  неделя

Мамин праздник. Женские профессии.


1. Расскажите ребенку о празднике 8-е Марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день». Научите  ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.

 

2.  «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка).

 

3.  «Подбери признак»: мама (какая?) - ... ,  (сестренка, бабушка, воспитательница).

 

4.  «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).

 

5.  Побеседуйте с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача, швеи.

Расскажите и о себе.  Объясните ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

 

6.  «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар- варит, (учитель, врач, продавец , воспитатель, швея).

 

7. «Закончи предложение» (употребление винит. падежа существительных): повар варит (что?) ….; врач лечит (кого?)  .... и т.д.

 

8. «Кому что нужно для работы?» (употребление винит. падежа  существительных). Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка ...Учителю нужны (что?) - ... .и т.д.

 

9. «Найди ошибку» (развитие внимания,  мышления). Врачу нужны ...бинт, вата, шприц, кастрюля, йод.. Врач варит суп. Повар лечит людей.

 

 

Звук и буква Ф.

1.  Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:  

Фиолетовый фломастер всё неправильно раскрасил,

Флаг, жираф, фонтан - всё это фиолетового цвета.

Попросите ребёнка произнести слова со звуками [Ф] и [Фь]  из этого двустишья.

 

2. Объясните ребёнку, что это согласные звуки. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (губы, зубы).

Это глухой звук: он произносится без голоса (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твёрдым [Ф], его обозначают синим цветом; и мягким [Фь] – обозначают зелёным.

 

3.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Ф], [Фь]. Вместе с ребёнком нарисуйте  несколько картинок.

 

4.Печатными буквами подпишите все  картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву -Ф- синим, если звук звучит твёрдо, зелёным – если мягко, обозначит глухость значком «наушники»

 

5. Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

 

6. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: ФА, ФО, ФУ, ФИ. ПУФ, ПИФ, ФАНТ, КОФТА, МУФТА. У ФАНИ МУФТА.

Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка!

Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное!

 

7. Поупражняйте ребенка в фонематическом анализе слов: произносите любое из этих слов, выделяя голосом [Ф], ребенок определяет, в начале, конце  или середине находится звук.

 

 Чудеса во дворе.


В один прекрасный день Ламба выбежала на улицу — и замерла! Пахло весной. Но во дворе ещё лежал снег.

Любознательная такса решила исследовать сугроб. С ним творилось что-то странное! Ещё вчера он был гораздо больше! Ламба обошла его вокруг и увидела, как из-под снега бегут струйки воды. Сугроб превращался в ручейки!

«Ну и чудеса!» — удивилась Ламба.



2  неделя

Народные традиции.  Масленица.


-Объясните  смысл происходящего праздника, который отмечают со стародавних времён.  Праздник этот «старше» нового года!  

В масленичную неделю провожали зиму и встречали весну. Понаблюдайте  за изменениями природы и найдите признаки, которые говорят о приближении весны.

- Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения древним богам. Именно бога солнца- Ярило. Его призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на солнце. Чем сильнее блин смазан маслом, тем лучше он блестит. И тем он вкуснее!! Отсюда и название - Масленица.

- В выпечке блинов были задействованы и дети. Малышам доверяли смазывать сковороду и блины маслом, а дети постарше замешивали тесто. Проводы зимы объединяли всю семью, напоминая о том, что нужно быть дружными, заботливыми и внимательными. Испеките вместе с ребенком блины. Спросите, на что похож блин, помогите наводящими вопросами. Познакомьте  пословицами «Не все коту Масленица, будет и Великий пост», «Не жизнь, а Масленица», «Масленица – объедуха, деньгам приберуха»

-Расскажите про масленичные развлечения: катание на лошадях, катание с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежного городка, проводы и сожжение чучела Масленицы.

На масленичной неделе все прощаются с зимой. Но чтобы она не обиделась на людей и не загостилась надолго, делать это следует по всем правилам. Поэтому каждый день праздника имеет свои традиции.

Понедельник: встреча. Иногда его называют детской масленицей, потому что в этот день повсюду строились ледяные горки, деревянные качели и карусели для малышей. Взрослые помогали детям мастерить соломенное чучело, которое украшали яркими одеждами и возили по улицам в санях, запряженных лошадьми. Эта кукла и была матушкой-зимой, которую нужно ублажить, как следует, прежде чем попрощаться и сжечь. Взрослые и дети водили хороводы и пели песни.


Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!


Вторник: заигрыш. Целыми семьями люди ходили друг к другу в гости угощались блинами. Песни и частушки, пляски и хороводы!! Дети лепили снежных баб и катали их на санках.

Среда: лакомка.С этого дня с ледяных гор начинали кататься и взрослые. Девушки и юноши устраивали катания на тройках с бубенцами. Родственники угощали друг друга блинами и баранками.

Четверг: разгуляй Разгар веселья!! Бои мешками - самая популярная игра для взрослых и детей: принимают участие два человека. Привязывают к телу одну руку, в другую дают мешок, которым надо сбить с ног соперника. Эта игра  учит маневрировать, вести тактическое «состязание». Не менее популярны были и «карельские гонки». В них участие может принять и два человека, и двадцать. Задача соперников так разогнать санки с горки, чтобы проехать дальше других. По спуску с горы судили о собственной судьбе: кто съедет благополучно, тому предстоит хороший год; чем дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Если погода позволяла, в этот день люди строили снежные крепости, а затем играли, пытаясь отбить вражескую крепость в свои владения. На улицах появлялись ряженые, которые веселили прохожих частушками, скороговорками и стихами.

Пятница: тещины вечёрки. В этот день тёщу (бабушку) принимал в гости зять (папа), угощал её блинами и сладостями. Незамужние девушки в этот день пекли блины и выходили на улицу, неся тарелку с «пшеничными солнышком» на голове. Парень, которому нравилась девушка, пробовал ее блины, чтобы понять, хорошая ли она хозяйка.

Суббота: золовкины посиделки. Это день примирения и укрепления семьи. Замужняя девушка приглашала в гости сестёр мужа. Близкие люди ходили, друг к другу в гости, ели блины и налаживали отношения, если в них было недопонимание. Повсюду звучали только добрые слова.

Воскресенье: прощённый день. Все искренне просили друг у друга прощения за какие-то обиды. Научите ребенка просить прощение у близких людей, сами покажите пример.

 Затем шли на народные гуляния, торжественно сжигали чучело Масленицы, провожая ее до следующего сезона. Пепел от сгоревшей куклы развеивали по полю, чтобы получить в новом году добрый урожай.


Учимся различать В и Ф.

 

1. Звук В - произнесите чётко, почувствуйте! (проговаривание-основа выбора буквы при письме). Какой он, расскажите про него: согласный; преградой будут зубы и губа. Он бывает твёрдый (В-В-В..) и мягкий (Вь-Вь-Вь). Он звонкий, голос «включен». Проговорите, «надев наушники» // приложив руку к горлу, почувствуйте!

 

2. Ф - «брат» звука В, очень на него похож: тоже согласный. Преграда – тоже зубы и губа. Он тоже бывает  твёрдый и мягкий (произнесите). 

Отличается только тем, что он не звонкий, а глухой! Произнесите чётко, послушайте, почувствуйте.

* Произнесите звуки поочерёдно, постарайтесь понять, чувствует ли Ваш ребёнок разницу. Это будет обуславливать  правильный выбор буквы на письме.

 

3. Крупно напишите буквы В и Ф - «Чем похожи - непохожи?» (выслушайте ответ. Если надо, подкорректируйте, помогите грамотно построить объяснение). Пометьте буквы значками – звоночком и наушниками.

 

4. «Услышишь в слове звонкий звук В или Вь, звонко хлопни. Услышишь глухой Ф или Фь, тихо, глухо стукни по столу (по коленке)».

Объясняйте, что слова звучат почти одинаково, отличаются только очень похожими звуками В-Ф, но обозначают совсем непохожие вещи! Обсуждайте  смысл слов.


Чётко проговаривайте, выделяя голосом В // Ф: вата – фата, вант - фант, Ваня – Фаня, Веня – Феня, вилка – Филька, ваза – фаза, гривы – грифы, сова – софа, влага – фляга


То же можно проделать, показывая правильную букву.




Развитие связной речи и памяти. Пересказ рассказа.

Рассказ ребёнка запишите на листе, сделайте иллюстрацию. 

Встреча. 

Вo дворе такса Ламба встретила котёнка. Такого же рыжего, как она. 

Раньше такса никогда не видела котят. 

- Ты маленькая такса? - спросила Ламба.

- Не знаю, - мяукнул котёнок.-  Я пока не понял. 

Ламба внимательно осмотрела незнакомца. Ушки маленькие, хвостик толстенький, мордочка круглая. И тявкает как-то странно.

«Нет, это не такса» - решила умная Ламба.


 3  неделя

 

Человек. Части тела.

 1. Рассмотрите и повторите названия частей тела человека (голова, шея, глаза, ресницы, брови, нос, уши, рот, зубы, щёки, туловище, плечи, живот, спина,  руки, локти, ладони, пальцы, ноги,  колени, стопы, и т.д.). Побеседуйте об их назначении.

 

2. «Назови ласково» («Большой - маленький»).

У меня лоб, а у малыша - лобик. У меня глаза, а у малыша - …. т.д.

 

3. «Один - много».

 Рука - руки - много рук, (голова, ухо, глаз, рот, язык, шея, плечо, живот, спина, нога,…) Обращайте внимание на то, как изменяются слова.

 

4. «Что мы делаем?».  Подбирайте как можно больше глаголов к существительному. Головой мы (что делаем?) – думаем, качаем,… (ушами, ртом, глазами, плечами, носом, ногами, ..…).

Поиграйте в игру «Быль и небыль». Я глазами слушаю, а я глазами смотрю.. Я носом рисую, а я ….. И т. п.

 

5. «Скажи правильно». Ребёнок договаривает фразу. Обращайте внимание на окончания! («хвостик слова»).

РУКИ: Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой…. У меня две .… Я мою свои …. Я беру мяч двумя …

НОГИ: Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой ….У человека две …. У рыбы нет …. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….

 

 

Звук и буква Х

 

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаше других:   

Ходит Хрюша. хвост крючком,

Круглый носик пятачком.

 

2.Попросите ребёнка произнести слова со звуком [X] из этого двустишья (ходит, Хрюша, хвост).

 

3. Объясните ребёнку, что звук [Х] согласный звук. Голос при произнесении встречает преграды. Попросите ребенка произнести звук и назвать эти преграды (язык). Это глухой звук: он произносится без голоса (попросите произнести, прислушаться). Этот звук может быть твердым [ Х ], его обозначают синим цветом; и мягким [ ХЬ ] – обозначают зеленым.

 

4.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Х], [Хь]. Вместе с ребёнком нарисуйте несколько картинок.

 

5.Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребёнок покажет и подчеркнёт букву -Х- синим, если звук звучит твёрдо, зеленым – если мягко.

 

6. Поупражняйте в написании буквы по клеткам.

 

7. Напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: ХА, ХО, ХУ, ХИ .

УХА, МУХА, МОХ,

У АНИ ХОМКА. .

Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка! Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное!

 

8. Поупражняйте ребенка в фонематическом анализе слов: произносите любое из этих слов, выделяя голосом [Х], ребенок определяет, в начале, конце  или середине находится звук.

 



В четверг:            Развитие связной речи и памяти. Пересказ рассказа.

Рассказ ребёнка запишите на листе, сделайте иллюстрацию.

 

Ламба играет с Викой.                                    (Е.Матвеева)

Вика играла с Ламбой в прятки.

Вот это было веселье!

Сначала пряталась Вика. Она залезла под большую кровать. Там Ламба быстро её нашла. Тогда Вика укрылась под обеденным столом. Бесполезно!

От Ламбы не скроешься!

Потом пряталась такса. Она завернулась в коврик, который лежал в прихожей. Напрасно Вика её искала! Пришлось Ламбе тявкнуть. Она выиграла!


5 неделя

Учимся различать Г, К, Х. 

1. Напомните ребёнку, что звуки Г, К, Х – согласные, т.к. голосу есть преграда (язык). Г - звонкий, К и Х –  глухие. Эти звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

2. Пусть ребёнок крупно напишет буквы Г, К, Х на карточках.

 «Чем похожи - непохожи?»

3. «Покажи карточку с буквой, которую будем писать в этом слове»:  кот, халат, черепаха, гном, петух, коза, кит, гитара, пастух, мех, гром. Чётко проговаривайте, акцентируя  нужный звук.

4.  «Назови все звуки в слове по порядку» (1-й ..., 2-й… и т.д.).

Слова: кот, кит, мох, гном. Следим, чтобы ребёнок не «сливал гласные»:

кО-т, кИ-т !! Называть по одному. «Сколько звуков в этих словах? Сосчитай»

5. Пропишите буквы в тетради. Учим ребёнка «видеть клетку», писать аккуратно.

Если ваш ребёнок уже научился писать, пусть напишет слова: кот, мох, гном и подчеркнёт нужные буквы.

6. Сделайте звуко-буквенный разбор слова МУХА - написать слово буквами, снизу – звуками (схема слова цветными кружками).

Если заменить Х на К, какое слово получится?

Придумайте предложения с этими словами.

 

В четверг:            Развитие связной речи и памяти. Пересказ рассказа.

Ламба грустит.                                         (Е. Матвеева)

C самого утра Ламба не находила себе места.

Она слонялась по квартире из угла в угол. Любимые игрушки валялись без дела. Даже вкусняшки, которые оставила в миске хозяйка, совсем не хотелось попробовать!

Вики не было дома, она ушла в школу. Ламбе без хозяйки очень-очень грустно!

Но вот наконец Вика вернулась домой. Ура! Снова можно играть и веселиться!

  

Праздник детской книги. Г.-Х. Андерсен.

1. Побеседуйте с ребёнком о книгах:  какие бывают книги, зачем они нужны, какие книги нравятся детям.

 

2. Поговорите о том, чем проза отличается от поэзии, сказки от рассказов, авторские произведения от народных.

 

3. Вспомните, какие книги читали Вы с ребёнком, кто автор.

 

4. 2 апреля, в день рождения Андерсена международный Праздник Детской Книги. Побеседуйте с  ребёнком об этом.

Ганс Христиан Андерсен.

Ганс Христиан Андерсен  жил  очень давно, больше 200 лет назад в другой стране, (в Дании), в бедной семье. Он мечтал стать актёром. У него был хороший голос, и Андерсен пел в театре. Но потом голос пропал, и из театра его выгнали. Тогда он стал писать сказки, да такие хорошие, что их полюбили король с королевой, и все люди. И любят до сих пор! Это самый известный писатель на свете!  Поэтому именно в день рождения Андерсена,        2 апреля во всём мире отмечают Праздник Детской книги.

5. Почитайте сказки Андерсена. Побеседуйте о прочитанном. Посмотрите мультфильмы (предпочтительно: Союзмульфильм; по прочитанным сказкам)


АПРЕЛЬ

1-я неделя

 

Звук и буква С

 

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:    

Санки Сашины сломались.

На снегу лежать остались

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [С] из этого двустишья (санки, Сашины, сломались,  остались). И со звуком [Сь]  ( снег, остались )

 

2.Напомните ребёнку, что звуки [С] и [Сь] нельзя петь: звуки встречают преграды (какие?). Они согласные. Звук [С] – твёрдый, рисуем синим, глухой; [Сь] – мягкий, рисуем зелёным, глухой.

 

3. Поупражняйте ребенка в написании буквы С. Учите ребёнка «видеть клетку»

 

4. «Назови 1-й звук в слове КВАС, 2-й, 3-й, и т.д.» (следим, чтобы ребёнок произносил поочерёдно по  одному звуку!! «Говорим, как пишем - 1 звук - 1 буква»)

 

Запишите в тетрадь печатными буквами слово КВАС.  Помогите ребёнку составить схему слова, (цветными кружками, под каждой буквой). Поделить на слоги (1 слог). Придумать предложение.

 

5.  Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении: 

АС, ОС, УС, ИС, ЫС, ЭС,

СА, СА, СО, СУ, СИ, СЫ

ОСА, УСЫ, СОК, СОМ, СОН, НОС, КВАС, КОСА,  СОКИ, ГУСИ,  МОСТ; 

 У КОТА УСЫ. Количество и сложность выбирайте для своего ребёнка!


Обитатели морей и океанов.

1. Рассмотрите картинки с изображениями морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, медуза, морская звезда, скат, осьминог,….).  Побеседуйте с ребёнком о жизни обитателей морей и океанов: об их внешних признаках, характерных повадках;  чем они питаются. Назовите детёнышей.

 

2. Наклейте или нарисуйте несколько картинок, подпишите. Помогите  разделить на слоги (прохлопать).

 

3. Помогите ребёнку сделать звуко-буквенный анализ слова: КИТЫ. Написать слово, обозначить звуки цветными кружками:

- гласные - голосу нет преград - красным,  

- согласные - голосу есть преграды - твёрдые- синим, мягкие- зелёным,

- звонкие – звоночком (колокольчиком); глухие - наушниками).

Поделить на слоги.  Придумать предложение.

 

4. «Сосчитай морских обитателей 1-7» (согласование числительных с существительными).

 

5. Развитие связной речи: загадывайте ребёнку загадки о каком-либо морском обитателе (где обитает? Внешний вид: размер, окраска,  и т.д. Чем питается? Как добывает корм? И т.д.).  Ребёнок по характерным признакам узнаёт и называет его. Затем поменяйтесь ролями.

2 -я неделя    

 

Звук и буква З

 

1.Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

2.Попросите ребёнка произнести слова со звуком [3] из этого двустишья (зонт, Зоя, от зноя).

 

3.Напомните ребёнку, что звуки [З] и [Зь] нельзя петь: звуки встречают преграды ( зубы, язык). Они согласные. [З] твёрдый – звонкий, обозначаем синим. [Зь] мягкий – звонкий, обозначаем зелёным.

 

4.«Назови 1-й звук в слове ЗУБЫ, 2-й, 3-й, и т.д.» (следим, чтобы ребёнок произносил поочерёдно по  одному звуку!! «Говорим, как пишем - 1 звук - 1 буква»)

 

Сделать звуко-буквенный  анализ  слова ЗУБЫ.  Помогите ребёнку составить схему слова, (цветными кружками, под каждой буквой).

Поделить на слоги. Придумать предложение.

 

5.Помогите ребёнку определить слова, где звук [З] и [Зь] встречаются в начале, в середине, (зонт, зубы, Зина, зима, резина, морозы, язык, зяблик, корзина). Произносите, выделяя звук голосом. Пусть ребёнок скажет, твёрдо или мягко звучит звук.

 

6. Поупражняйте ребёнка в написании буквы  3

 

7.Поупражняйте ребёнка в чтении:

АЗ, ОЗ, УЗ, ИЗ, ЫЗ, ЭЗ; 

ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗЫ.

ЗУБЫ, КОЗА, ВАЗА, ТАЗЫ, ЗОНТ,  ЗАМОК.  

У ЗИНЫ КОЗА. У ЗОИ ЗОНТ.

Количество и сложность выбирайте для своего ребёнка!!

Не стоит читать слова, предложения, если ребёнок не может плавно, слитно читать слоги! Не спешите. «Лучше меньше, да лучше!»


Звуковой анализ. 

Это сложный процесс, поэтому понаблюдайте, помогите, выбирая наиболее доступные способы.

Главная наша задача - научить ребёнка проговаривать звуки последовательно, не пропуская и не путая их. Это лежит в основе письма.

1. «Назови первый звук в слове …»

2. «Назови  последний звук в слове…»

3. Последовательность звуков: «Называй  все звуки по порядку: .…»

4. Количественный звуковой анализ: «Сосчитай все звуки в слове». Считать можно: устно, в уме (самый трудный способ!) или  загибая пальцы, (выкладывая счётные палочки // любые мелкие предметы,  рисуя чёрточки и т. п.) - любым удобным для Вашего ребёнка способом.

Кот, [к”]ит, сом, сон, бант, фант.

 

Учите думать, быть веимательными, исправлять ошибки, если они есть!

Если ребёнку трудно, выполняйте задание:

вместе с ним ->повторите (с Вашей помощью, хором)...-> просите повторить (самостоятельно)

Если ребёнку трудно, дозируйте кол-во слов, («Лучше меньше, да лучше!»)

Если ребёнку легко: подберите к слову признаки, придумайте предложение со словом.

   

 

День Космонавтики.

1.  Побеседуйте о дне Космонавтики. Учите внимательно слушать и  отвечать на вопросы, полно, правильно.

- Когда празднуем День Космонавтики? Почему 12 апреля? - Кто самым первым побывал в космосе? (Белка и Стрелка)

- Первый человек в космосе: Кто? Какой он был?

- На каком корабле он летал?  

- Как люди отнеслись к первому полёту человека в космос?

Попросите ребёнка самостоятельно рассказать  кому-нибудь из домочадцев.

2. Объясните  смысл слов  космос, космонавт, ракета, Земля, приземлиться, прилететь, взлететь,  облететь.

 

3. «Посчитайте: 1, 2, 5»:  космонавт, ракета,  спутник, полёт. Обратите внимание  детей на «хвостики», окончания слов, на то, как они меняются.

Поделите эти слова на слоги (прохлопайте). 


3-я неделя    

 

Весна. Первоцветы.

1. Временные представления: какое сейчас время года? Какое наступит после весны? Какой сейчас месяц?  Какой месяц был раньше: апрель или март? Какой месяц будет после апреля?

2. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы». Постарайтесь увидеть их в природе.

3. Рассмотрите фотографии и иллюстрации (Мать-и-мачеха, подснежник, перелеска, медуница, крокус.....). Рассмотрите их части: цветок, стебель, лист, обсудите особенности. Сделайте несколько схематичных рисунков на карточках, (раскрасьте)

4. "Подбери признаки" (какой?...)

5. Загадывайте друг другу описательные загадки по (своим рисункам.) Это первоцвет. У него беленькие цветки, тонкий изогнутый стебель, длинные, продолговатые листья. Называется на  звук П.

6. "Посчитай 1-7" согласование числительных с существительными.

 

 

Учимся различать С и З.

 

1. Звук З - согласный. Преградой будут зубы и язык. Бывает и твёрдый и мягкий. Он звонкий (голос «включен»)

 

2. С - «брат» звука З, очень на него похож: тоже согласный. Преграды - тоже  зубы и язык. Бывает и твёрдый и мягкий . Отличается только тем, что он не звонкий, а глухой!

 

3. «Назови первый звук в слове»:  сок, сын, зубы, зонт.

«Назови последний  звук». Проговаривайте, выделяя нужный звук голосом.

 

4. Учим ребёнка называть слово последовательно по звукам («говорим, как пишем – 1 звук-1 буква»). Удобно загибать пальцы, проговаривая слово. Следим, чтобы ребёнок не пропускал гласные!!

 

5. «Услышишь в слове звук З - высоко подпрыгни, звонко хлопни. Услышишь  С, сделай всё наоборот: низко присядь, тихо стукни по полу.»  Зуб-суп,  сайка-зайка,  коса-коза , Лиза-лиса,   розы- росы, (+можно называть любые слова со звуками С и З).

 

6. Слуховое внимание, мышление и речь. «Что лишнее и почему?» зуб, зуб, суп, зуб; Лиза, лиса, лиса, лиса;  коза, коса, коса, коса; зонт, зонт. (выслушайте ответ, подкорректируйте, попросите повторить)

 

7. Право-левые ориентировки. Профилактика зеркального письма.

- Подними правую руку, левую. Покажи правой рукой правое ухо, глаз,…. Левое плечо, и т.п. Левой рукой - левую ногу, правую руку, …и т.п.

- Покажи правой рукой правую сторону. Левой - левую.

- Покажи и скажи, в какую сторону смотрит буква С? З?

 

8. Напишите буквы З  и  С;    З, В ;     С, Э - «Чем похожи- непохожи?»

 

  Звуковой анализ.

 

Это сложный процесс, поэтому понаблюдайте, помогите, выбирая наиболее доступные способы.

Главная наша задача - научить ребёнка проговаривать звуки последовательно, не пропуская и не путая их. Это лежит в основе письма.

 

1. «Назови первый звук в слове …» мак, дым, трава

2. «Назови  последний звук в слове…» дом, мак, камыш, труба

3. Последовательность звуков: «Называй  все звуки по порядку: .…» дым, муха, шапка, каша

 

4. Количественный звуковой анализ: «Сосчитай все звуки в слове» дом, рак, луна, совы, лампа. Считать можно: устно, в уме (самый трудный способ!) или загибая пальцы, (выкладывая счётные палочки // любые мелкие предметы,  рисуя чёрточки и т. п.) - любым удобным для Вашего ребёнка способом.

Учите думать, быть веимательными, исправлять ошибки, если они есть!

Если ребёнку трудно, выполняйте задание:

вместе с ним ->повторите (с Вашей помощью, хором)...-> просите повторить (самостоятельно)

Если ребёнку легко: подберите к слову признаки, придумайте предложение со словом.



Предлоги.


Поупражняйте ребёнка в правильном понимании и употреблении предлогов.

Объясните, что есть маленькие, но важные слова, (предлоги), от которых зависит, где находится предмет.

Поиграйте с любыми предметами, (ложкой и чашкой, конфеткой и салфеткой, игрушкой и коробкой и т.п.). Попросите ребёнка положить игрушку в коробку, взять из коробки; под коробку.... (перед, над... за, из- за, под, из-под и т.д.).

Выделяйте предлог голосом, обращайте на него внимание.

Поменяйтесь ролями ребёнок говорит, Вы выполняете.


 4-я неделя  

 

Звук и буква Ц

 

1.  Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии
он слышит чаще других:
Цапля в цирке выступала,  Трёх цыплят дрессировала..

.Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Ц] из этого двустишья (цапля, в цирке, цыплят).

2.Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ц], (цапля, цыплёнок, цирк, циркуль, цветы, …).

3.Повторите характеристику звука:

согласный (преграда - язык);

глухой (голос «выключен»);

всегда твердый! (обозначаем синим)


4.Говорите слова, (при необходимости выделяя нужный звук  голосом).   Пусть ребенок определит

- первый звук в слове    - последний звук в слове

 цирк, месяц, заяц, конец, цвет, отец

 

5. Помогите  к любому из этих слов подобрать признак (прилагательное). Придумать предложение.

6. .Для тех, кто учится писать: поупражняйте ребёнка в написании   буквы - Ц (размер буквы – высота – две клетки, ширина - одна клетка), и слогов с пройденными гласными (ЦА, ОЦ, ЦЫЦ, ИЦ, УЦУ, ЭЦ и т.п.)

 

                                                               Моя семья.

1.Побеседуйте с ребёнком о семье:

ее составе, функциях членов семьи; о том, какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная).

Объясните смысловые оттенки слов: семья, родственники, родные, близкие.  

                                                               

2. «Назови ласково»: Мама - мамочка, мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя..)

3.Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных:  «А у вас?»: Ваша семья большая, а наша ...(больше).

Слова: дружная, крепкая, добрая, культурная. здоровая, заботливая, воспитанная, маленькая.   

                                              

4. Усвоение прилагательных в сравнительной степени.

 Понятия о старших и младших членах семьи «Старше или младше: Мама младше бабушки. Бабушка старше мамы.

Слова: дочка - мама, папа - дедушка, сын - папа, дедушка - мама, бабушка - папа, бабушка - внучка, дедушка - внук, сын – мама).

 

 5. Помогите ребёнку составить рассказ о себе и своей семье.
-Меня зовут…. Мне… лет. Я родился…. Я живу… Мне нравится заниматься….

-Моего папу зовут…. Он работает... Он любит заниматься….

-Моя мама - …. Она работает...  …. Она любит заниматься….-Ещё в нашей семье есть…. Семья у нас дружная,….. Все вместе мы любим……


6. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): старший -…, младший,  большой, молодой


МАЙ

1-я неделя  

Звук и буква Ш.

1.  Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии он слышит чаще других:                             

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

2. Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Ш] из этого двустишья (Шура, шубка, шарф, шапка).

3.Повторите характеристику звука (согласный, глухой (голос «выключен»); всегда твердый)

4.Помогите ребёнку назвать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ш]

5.Помогите ребёнку сделать звукобуквенный разбор слова:  написать слово. Нарисовать схему (цветными кружками), рассказать про каждый звук (гласный/согласный, твёрдый/мягкий, звонкий/глухой). Прохлопать слово по слогам. Придумать с ним предложение.

Слова: ШУМ, ШАГИ

6. Крупно напишите и поупражняйте ребёнка в чтении:  ША, ШО, ШУ, ШИ.

ДУШ, МАША, МИША, ДАША, МИШКА, ШУБКА, ШАПКА, КОШКА, МЫШКА, МОШКА,

ШКАФ. КОШКА СИДИТ НА ШКАФУ.  А ПОД ШКАФОМ МЫШКА.

Чтение плавное, не побуквенное!  Палец «ведёт чтение».   Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка. Просите объяснить смысл прочитанного!

Помогите найти в этих предложениях предлоги. Напомните, что это маленькие , но важные слова.

Предложения.

1.Напомните ребёнку, что речь состоит из предложений. Начало предложений пишется с большой буквы. Слово от  слова пишется отдельно. В конце предложения ставится точка.

Предлог - тоже слово! Маленькое, но важное!

На схеме предложения слова обозначаются чёрточками (-3 клетки, предлог ~1 клетка). В конце – точка!        Цветы    стоят      в      вазе .

Поупражняйтесь:                                                        

 Поупражняйтесь:               |______     _____    __    ____ .                                              

2. «Повтори и сосчитай, сколько слов в предложении» ( игра «Большой телеграф» отстукивать ладошкой: 1 слово - 1 удар. )

 Идём. Мы идём. Мы идём в музей. (+ назови предлог).

3. «Начерти схемы к этим предложениям. Назови первое слово, ( 2-е, и т.д.). Найди и обведи предлог».

Рекомендуется: упражнять ребёнка в придумывании простых предложений с заданным словом; в подсчёте слов (на слух); выделении предлога и придумывании с ним нового предложения (профилактика слитного написания предлогов со словами).

Комментариев нет:

Отправить комментарий