ЗАДАНИЯ НА ВЕСНУ

МАРТ

1-я  неделя.

Предложения.

Напомните ребёнку, что речь состоит из предложений.

Начало предложений пишется с большой буквы. Слово от  слова пишется отдельно. В конце предложения ставится точка. Предлог - тоже слово! Маленькое, но важное!

На схеме предложения слова обозначаются чёрточками (-3 клетки, предлог ~1 клетка). В конце – точка!  Цветы стоят в вазе.

Поупражняйтесь.                                                         .

1.«Повтори и сосчитай, сколько слов в предложении» (игра «Большой телеграф»): отстукивайте ладошкой: 1 слово- 1 удар. - Идём. Мы идём. Мы идём в музей. (+ назови предлог).

2.«Начерти схемы к этим предложениям. Назови первое слово,(2-е, и т.д.). Найди и обведи предлог».

3. «Придумай новое предложение с любым из этих слов. Сосчитай слова. Начерти схему. Обведи предлог, (если он есть).»

Рекомендуется: упражнять ребёнка в придумывании простых предложений с заданным словом; подсчёте слов (на слух); выделении предлога и придумывании с ним нового предложения (профилактика слитного написания предлогов со словами).


Мамин праздник. Женские профессии.

1. Расскажите ребенку о празднике 8-е Марта: кого поздравляют, почему его называют «Мамин день».

2. Научите  ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.

3.  «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тётя).

4.  Побеседуйте о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача, швеи.

5.  «Кто что делает?» (подбор действий к сущ.): повар - варит, (учитель, врач, продавец , воспитатель, швея).

6. «Закончи предложение, и повтори его целиком»: повар варит (что?) ….; врач лечит (кого?)  ...., учительница …,  кассир …. и т.д.

7. «Кому что нужно для работы?» - Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка ...Учителю нужны (что?) - ...,.и т.д.

8. «Найди ошибку» (развитие внимания,  мышления). Врачу нужны …бинт, вата, шприц, кастрюля, йод.. Врач варит суп. Ветеринар лечит людей.

 

Рассказ о маме.

Развивайте связную речь ребёнка: научите рассказывать (самостоятельно) о маме. Помогите ребенку.

Примерный план рассказа:

- Мою маму зовут ... .- Ей .... лет ( по желанию)..

- Как она выглядит (глаза, прическа, .....). 

- Чем любит заниматься?

- Кем работает, что делает на работе?

- Почему я её люблю?

  Запишите в тетрадь. Прочитайте.  Попросите ребенка пересказать самостоятельно. Через некоторое время попросите рассказать кому- либо из членов семьи, (проверьте долговременную память).


2-я  неделя.

Звук и буква й.

1.         Прочитайте ребёнку двустишье и выясните, какой звук в начале слов в этом двустишии
он слышит чаще других: Чайка, лайка и сарай. Чем похожи, угадай.

Попросите ребёнка произнести слова со звуком [Й] из этого двустишья (чайка, лайка, сарай, угадай).

2.Объясните, что звук [Й] всегда мягкий (!) звонкий, согласный

3.Объясните ребёнку, что в русском языке очень мало слов, в начале которых пишется  Й: йод, йогурт.

4. Помогите сделать звукобуквенный анализ слов  МАЙ, ЧАЙКА. Нарисовать схему (цветными кружками), рассказать про каждый звук (гласный/ согласный - твёрдый/мягкий, звонкий/глухой). Можно написать слово буквами. Прохлопать слово по слогам. Придумать с ним предложение (устно).

5.Поупражняйте ребёнка в написании  буквы  Й.

6.Напишите и поупражняйте ребёнка в чтении.

Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка! Главное-не количество, а качество,-чтение  плавное, не побуквенное!

- АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ЫЙ, ИЙ,

- МАЙ, ПОЙ, ДУЙ, МАЙКА, СИНИЙ, НОВЫЙ.

- У ЗОЙКИ НОВЫЙ БАНТ. НАД ПРУДОМ  КРУЖИТ ЧАЙКА.

Задавайте вопросы после прочтения слова / предложения, убедитесь, что ребёнок читал осмысленно.

 

Животные жарких стран.

1. Помогите ребёнку называть животных и их детенышей. Побеседуйте о том, чем питаются, как передвигаются.

Словарь ребенка должен включать слова: хищники, дикие, травоядные, опасные, южные; сильные, слабые, красивые, спокойные; хобот, клыки, грива; пасть, панцирь, пятнышки; рычит,ржёт…
2.  «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»):
Слон, лев, собака, тигр.  Крокодил, кенгуру, жираф, кошка.  Заяц, зебра, кобра, пантера. 
Волк, лев, медведь, лиса.  Морж, обезьяна, удав, дикобраз.

3.  «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
1 слон,2 слона,5 слонов. (тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)

4.  «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Слон – слоник, (тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)

5.  «Чей хвост? (уши, лапы)»(притяжательные прилагательные). Черепаший хвост, черепашьи лапы,…(лев, тигр, верблюд, бегемот, крокодил, обезьяна).

6. Составь предложение из слов:  Слон, джунгли, живёт.  Зебра, охотится, тигр, хищный. Панцирь, крепкий, черепаха.  Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.  Трава, питается, листья, жираф.

В четверг:                        Развитие памяти,  связной речи: пересказ рассказа.

Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о носорогах.
Если ребёнок затрудняется, или отсутствовал, помогите: прочитайте,  задавайте вопросы по тексту, подсказывайте. Спустя какое-то время рекомендуется проверить, что запомнил ребёнок.

*в тексте встречаются новые или редко используемые слова. Помогите.

Это упрощённая, адаптированная версия статьи из Детской энциклопедии.

Носороги.

Носороги живут в жарких странах. После слонов это самые сильные наземные животные.

У носорогов толстая складчатая кожа, которая защищает их от врагов, как броня.

Носороги плохо видят. Своих врагов они замечают, лишь когда те приблизятся. Зато у них хороший нюх, (обоняние) и прекрасный слух.

Рога на носу у носорога острые как ножи, (кинжалы).

Носороги — миролюбивые животные. Но в случае опасности они сумеют защитить себя с помощью рогов.

На спине у носорогов часто сидят пёстрые птички, которых называют волоклюями. Они собирают насекомых и клещей, поселившихся на коже носорогов.
При малейшей опасности волоклюи взлетают вверх и тем самым предупреждают носорогов о приближении врагов, например львов. Поэтому носороги неразлучны с волоклюями.

 

3-я  неделя.

Анализ предложений на слова, (профилактика слитного написания предлогов).

Развитие лексико-грамматического строя речи:

-повтори предложение, отхлопывая ладонью (по столу или по ноге) каждое слово.

Назови предлог – «маленькое, важное слово»

- начерти схему предложения. Слово -3 клетки, предлог ~1 клетка

                                                                             .                     .        

Проверь. Найди на схеме предлог, обведи.

- сосчитай слова. Назови  ..первое, (2-е..)… по счёту слово

Из леса вышел волк. Машина едет в гараж. Расцвели на клумбе цветы.

- учим дополнять предложения (устно): ответить на вопрос, и повторить, отхлопывая, предложение целиком:

Из леса вышел (какой?) волк. Машина (как?) едет в гараж. (Когда?) Расцвели на клумбе (какие?) цветы.

Человек. Части тела.

 1. Рассмотрите и повторите названия частей тела человека (голова, шея, глаза, ресницы, брови, нос, уши, рот, зубы, щёки, туловище, плечи, живот, спина,  руки, локти, ладони, пальцы, ноги,  колени, стопы, и т.д.). Побеседуйте об их назначении.

2. «Назови ласково» («Большой - маленький»).

У меня лоб, а у малыша - лобик. У меня глаза, а у малыша - …. т.д.

3. «Один - много».

 Рука - руки - много рук, (голова, ухо, глаз, рот, язык, шея, плечо, живот, спина, нога,…) Обращайте внимание на то, как изменяются слова.

4. «Что мы делаем?».  Подбирайте как можно больше глаголов к существительному. Головой мы (что делаем?) – думаем, качаем,… (ушами, ртом, глазами, плечами, носом, ногами, ..…).

Поиграйте в игру «Быль и небыль». Я глазами слушаю - а я глазами смотрю. Я носом рисую, а я носом….. И т. п.

5. «Скажи правильно». Ребёнок договаривает фразу. Обращайте внимание на окончания! («хвостик слова»).

РУКА: Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой…. У меня две .… Я мою свои…. Я беру мяч двумя..

НОГА: Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой ….У человека две …. У рыбы нет …. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….


* в четверг                Развитие связной речи и памяти. Пересказ рассказа.

-Попросите ребенка вспомнить и рассказать историю про инопланетянина.

-Если ребёнок испытывает трудности, прочитайте рассказ.

-Побеседуйте о прочитанном.

-Прочитайте рассказ ещё раз с установкой на запоминание.

опросите пересказать.

«Инопланетянин и человек»

У инопланетянина с планеты (..…..) 2 головы, 4 рта, 6 глаз, 8 рук и не было ног.

Он прилетел на Землю на летающей тарелке, долго наблюдал за людьми, и отослал на свою планету сообщение и фотографию.

Это человек. У человека есть голова, чтобы …..(думать), 2 руки, чтобы …. (работать,…), 2 ноги, чтобы …. (ходить). На голове есть 2 уха, чтобы ….,  2 глаза, чтобы ….., нос, чтобы….,  рот, чтобы …..

Ещё у человека есть …. (шея, плечи,.….)  Человек может и умеет …. (ходить, бегать, стоять, лежать, слушать, думать, говорить…..)

Все люди похожи друг на друга. Но всё же они разные!

- Побеседуйте о том, чем люди не похожи друг на друга (рост, возраст, цвет глаз, и т.д.)


4-я  неделя.

Буквы Е, Ё.

1. Напомните ребёнку, что есть «жадная буква» Е, которая «забрала себе» два звука: [Й], [Э].

Пусть ребёнок произнесёт их раздельно, затем бегло.

Так же про букву Ё: [Й], [О].

2. Поупражняйте ребёнка в написании букв; особое внимание - право-левой ориентации букв!

 

3. Объясните, что буквы Е , Ё пишутся одинаково, а звуки  «вести себя»,   могут по-разному:

- в начале слова Е и Ё «разваливаются» на два звука.

Напишите слово ЕЛЬ, пусть ребёнок подчеркнёт букву Е. Произнесите медленно [йэл"], определите начальные звуки, обратите внимание, что их два! Но букву пишем одну, («жадную»). Обозначьте под буквой Е двумя кружками; зелёным (Й - всегда мягкий согласный), и красным (Э- гласный).

 Так же поупражняйтесь: ЁРШ.

- после согласного Е и Ё - смягчают его, (как «волшебный» И).

Напишите и чётко, медленно произнесите слова, прислушайтесь: МЕЛ, МЁЛ Объясните, что здесь [Й]  «ушёл» на смягчение согласного. Какой звук остался, какой слышно? ([Э],[О]). Пусть ребёнок под буквами обозначит звуки (цветными кружками)

 

4. Поупражняйте в чтении. Количество слогов, слов  регламентируйте для своего ребёнка: «Лучше меньше, да лучше!».

ЁМ, МЁ, ЕД, ДЕ,  ЁЛ, ЛЁ, ЕН, НЕ (обратите внимание на звучание согласных).

ЕДА, МЕХ, ЕНОТ, ЛЕС, ЁЛКА,  МЁД.

 Попросите дополнить прочитанное - подобрать признаки, придумать предложение (устно). 

ЛЕНА КУПИЛА МЕЛ.  МИШКА ХОЧЕТ МЁДУ.  У ЕНОТА ГУСТОЙ МЕХ,


Слоговой  анализ. Лексико-грамматический строй речи.

Слоговой  анализ важен  потому, что слоги  - единицы  чтения;  из них состоят слова, слово переносят  по слогам.          

 1. Напомните ребёнку, что слог - это часть, «кусок» слова; правило: «…сколько в слове гласных, столько и слогов». 1 гласный может быть   слогом; 1 согласный - никогда!

2. «Позови, (чуть пропевать гласные!),  прохлопай слово по слогам и сосчитай» - сколько всего слогов? Назови только 1-й слог, и придумай с ним новое слово: мама, папа, шуба, паук, домики, музеи..

3. К любым из этих слов подобрать прилагательные (какой? какая?). Придумать предложения, (помогите ребёнку грамотно построить фразу).


Обитатели морей и океанов.

1. Рассмотрите картинки с изображениями морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, медуза, морская звезда, скат, осьминог,….).  Побеседуйте с ребёнком о жизни обитателей морей и океанов: об их внешних признаках, характерных повадках;  чем они питаются. Назовите детёнышей.

2. Наклейте или нарисуйте несколько картинок, подпишите. Помогите  разделить названия на слоги (прохлопать).

3. Помогите ребёнку сделать звуко-буквенный анализ слов: скат, акула. Написать схему (цветными кружками), рассказать про каждый звук. Поделить на слоги. Придумать предложение.

4. «Узнай животного по описанию». Взрослый рассказывает о животном,  а ребёнок по характерным признакам его узнает и называет. Поменяйтесь ролями

Животное / рыба?  Где живет? Внешний вид (форма тела, размер, окраска, кожа/шерсть и т.д.). Чем питается? Как добывает корм?

5. « Сосчитай морских обитателей 1-7» (согласование числительных с существительными 1 кит, 2 кита,).  Обращайте внимание на то, как изменяются окончания.


*в четверг                                                  Развитие памяти,  связной речи.

Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о дельфинах.
Если ребёнок затрудняется, помогите: задавайте вопросы по тексту, подсказывайте. Спустя какое-то время рекомендуется проверить, что запомнил ребёнок.

*в тексте встречаются новые или редко используемые слова. Помогите.

Это упрощённая, адаптированная версия статьи из Детской энциклопедии.

Дельфины.

1. Дельфины -  не рыбы, а животные, они дышат воздухом и поэтому выныривают на поверхность воды.

2. Дельфины прекрасные пловцы. Эти животные любят играть и часто провожают корабли.

3. Дельфины живут группами (стадами), вместе охотятся и помогают друг другу.

4. Иногда эти группы называют детскими садами. Новорождённых дельфинов помещают в середине группы, а чтобы они могли вдохнуть воздух, взрослые осторожно поднимают их на поверхность.

5. Дельфины испускают звуки, похожие на свист и на щелчки. Эти звуки помогают им находить друг друга и находить дорогу, (ориентироваться)  в море.

6. (+ дополнительно: «для самых любознательных и умных» Когда звуки, которые издают дельфины, наталкиваются на какое-нибудь препятствие, они отражаются от него как лесное эхо. Так дельфины определяют размеры (величину) препятствия и расстояние до него.


АПРЕЛЬ

1-я  неделя.

Звуковой анализ. Повторение.

Это сложные процессы поэтому понаблюдайте, помогите, выбирая наиболее доступные способы.

Главная наша задача - научить ребёнка проговаривать звуки последовательно, не пропуская и не путая их. Это лежит в основе письма.

1. «Назови первый звук в слове …»

2. «Назови  последний звук в слове…»

3. Последовательность звуков: «Называй  все звуки по порядку: .…»

4. Количественный звуковой анализ: «Сосчитай все звуки в слове». Считать можно: устно, в уме (самый трудный способ!) или  загибая пальцы, (выкладывая счётные палочки // любые мелкие предметы,  рисуя чёрточки и т. п.) - любым удобным для Вашего ребёнка способом.

Кот, кит, сом, сон, бант, фант.               Учите проверять себя и исправлять ошибки, если они есть!

Если ребёнку трудно, выполняйте задание вместе с ним -->повторите, проговорите слово по звукам, (считая их) хором --> просите повторить (самостоятельно)

Подберите к слову признаки, придумайте предложение.

 

Буквы Ю, Я.

1.Напомните ребёнку, что есть «жадная буква» Ю, которая «забрала себе» два звука: [Й], [У]. Пусть ребёнок произнесёт их раздельно, затем бегло.

Так же про букву Я: [Й], [А].

2.Поупражняйте ребёнка в написании букв; особое внимание право-левой ориентации букв! 

3. Объясните, что буквы Ю, Я в словах пишутся всегда одинаково, а звучать, вести себя»,   могут по-разному.

4. Примеры - в начале слова: Напишите слово юла, пусть ребёнок подчеркнёт букву ю.  Произнесите медленно, определите начальные звуки (Ю «разваливается» на два звука) , обозначьте под буквой ю двумя кружками; зелёным (Й - всегда мягкий согласный), и красным (У - гласный). Так же поупражняйтесь: як.

5. Ю и Я после согласного - смягчают его, (как «волшебный» И). Чётко, медленно произнесите слова, прислушайтесь: Люба, няня.  Объясните, что здесь [Й]  «ушёл» на смягчение согласного, какой звук остался, какой слышно? ([У], [А])

6. Поупражняйте в чтении:

ЮМ, МЮ, ЯД, ДЯ,  ЮЛ, ЛЮ, ЯК, ЮГ (обратите внимание на звучание согласных).

ЮЛА, ЮБКА,  ЮЖНЫЙ. 

В ИЮЛЕ ДУЕТ ЮЖНЫЙ ВЕТЕР.

НЯНЯ, ЯША, МЯСО.

У ЯШИ ЕСТЬ НЯНЯ. НЯНЮ ЗОВУТ ТЁТЯ ЯНА.

Количество слогов, слов регламентируйте для своего ребёнка: «Лучше меньше, да лучше!».

Если ребёнку не сложно читать, попросите дополнить прочитанное: подобрать признаки, придумать / дополнить предложение (устно).

 

*(в четверг)                              Праздник детской книги. Андерсен.

1. Побеседуйте с ребёнком о книгах: какие бывают книги, зачем они нужны, какие книги нравятся детям.

 

2. Поговорите о том, чем проза отличается от поэзии, сказки от рассказов, авторские произведения от народных.

3. Вспомните, какие книги читали Вы с ребёнком, кто автор.

4. 2 апреля, в день рождения Андерсена международный Праздник Детской Книги. Побеседуйте с  ребёнком об этом.

Ганс Христиан Андерсен.

Ганс Христиан Андерсен  жил  очень давно, 200 лет назад в другой стране, Дании.

- Он родился в бедной семье. Мама была прачкой, она стирала бельё. А отец - сапожником.

- С детства он мечтал стать актёром.

- В 14 лет Андерсен из своего родного города (Оденса) отправляется в столицу Дании (Копенгаген), чтобы поступить в театр.

- Актёром его не взяли. Но у него был хороший голос, и Андерсен пел в театре. Потом голос пропал, и из театра его выгнали. Жилось ему очень плохо: ведь ни работы, ни денег у него не было…

- Тогда он стал писать сказки, да такие хорошие, что их полюбили все люди и король с королевой.

- Он стал богат, знаменит, но семьи (жены и детей) у него не было. 

- Андерсен прожил долгую жизнь (70 лет)!

- Любят его до сих пор. Это самый знаменитый детский писатель!

- Поэтому в день рождения Андерсена, 2 апреля во всём мире отмечают Праздник Детской книги.

5. Почитайте сказки Андерсена. Побеседуйте о прочитанном. Посмотрите мультфильмы (предпочтительно -.Союзмульфильм; по прочитанным сказкам).


2-я  неделя.

БУКВА  Ь

1.Прочитайте двустишье:                        

Знаменитый мягкий знак в азбуке не просто так,

Буквы в слове разделяет и согласные смягчает.

2. Поупражняйте ребёнка в написании  Ь.

3. Пусть ребёнок нарисует несколько картинок, в названиях которых пишется Ь,

подпишет их (или подпишите Вы), подчеркнёт   Ь - (конь, рысь, ноль).

4. Напомните ребёнку, что - Ь – это только буква, она не обозначает звука.

5.Если ребёнок читающий,  отработайте чтение слов и предложений (количество и сложность определяйте для своего ребёнка сами ):

МАТЬ       СИДЕТЬ        ПОД ЕЛЬЮ БАРСУЧЬЯ НОРА.

КОНЬ        ИГРАТЬ        МЕДВЕДЬ СПИТ В БЕРЛОГЕ.

РЫСЬ         УЛЬИ             КОНЬ СКАЧЕТ ВО ВЕСЬ ОПОР.

БРОВЬ       СОЛОВЬИ    СОБЕРИ СУЧЬЯ ДЛЯ КОСТРА

 

БУКВА Ъ .

1.Прочитайте  двустишье:

Запомни: твёрдый знак мы пишем, но никогда его не слышим.

В словах ПОДЪЕЗД и ОБЪЯВЛЕНИЕ он есть, конечно, без сомнения.

2. Поупражняйте ребёнка в написании Ъ. Напишите также буквы Ь и Б, помогите  найти сходства и отличия этих букв, запомнить их.

3.Напомните ребёнку, что Ъ – это только буква, она не обозначает звука, но это «невидимая защита, непозволяющая звуку смягчаться»

4. Напишите//попросите ребёнка написать слово (съела), обсудите, что будет, если Ъ не написать. Пусть подчеркнёт   Ъ

5. Если ребёнок читающий,  отработайте чтение слов и предложений (количество и сложность определяйте для своего ребёнка сами ):

 СЪЕЛ               Я СЪЕЛ МОРОЖЕНОЕ.

СЪЕЗД             НА СТЕНЕ ВИСИТ ОБЪЯВЛЕНИЕ.

СЪЕХАЛ           ВОЛОДЯ СЪЕХАЛ С ГОРЫ

ПОДЪЕХАЛ    В НАШЕМ ПОДЪЕЗДЕ МНОГО КВАРТИР.

 

Звуковой (фонематический) анализ.

Это сложные процессы, поэтому понаблюдайте, помогите, выбирая наиболее доступные способы.

Главная наша задача - научить ребёнка проговаривать звуки последовательно, не пропуская и не путая их. Это лежит в основе письма. 

1. «Назови первый звук в слове …»,  «Назови  последний звук в слове…»

2. Последовательность звуков: «Называй  все звуки по порядку: .…»

3. Количественный звуковой анализ: «Сосчитай все звуки в слове».

Считать можно: устно, в уме (самый трудный способ!) или  загибая пальцы, (выкладывая счётные палочки // любые мелкие предметы,  рисуя чёрточки и т. п.) - любым удобным для Вашего ребёнка способом.

Слова: Маша, Миша, луна, лимон.

Если ребёнку трудно, выполняйте задание вместе с ним -->повторите, проговорите слово по звукам, (считая их) хором --> просите повторить (самостоятельно)

 4. Подберите к слову признаки, придумайте предложение.  Есть ли предлог в этом предложении? (какой?)


День Космонавтики.

1.Объясните ребёнку, почему празднуют День Космонавтики. Рассмотрите картинки с изображением космоса, космонавтов, космической техники. Расскажите о Ю.Гагарине.

2.Развитие словаря: «Подбери признаки»: космос – какой? (бескрайний, бесконечный, загадочный, таинственный), космонавт - …, звёзды - …, ракета - … 

3.Развитие лексико-грамматического строя речи:  говорите словосочетание с существительным, ребёнок отвечает, образуя словосочетание с прилагательным: корабль в космосе – какой? – космический корабль, спутник в космосе - …, путешествие в космосе - …, кометы в космосе - …. Обратите внимание на правильное согласование слов по родам и числам (= на окончания прилагательных). Пусть с любыми словосочетаниями  ребёнок придумывает предложения.

4. Развитие связной речи: помогите ребёнку составить короткий связный рассказ по опорным вопросам. Запишите. Прочитайте и попросите ребёнка пересказать. Спустя время попросите рассказать ещё раз, (развивайте речь и долговременную память).

- Когда празднуем День Космонавтики?  

- Кто первым побывал в космосе?

- Первый человек в космосе: Кто? Какой он был?

- На каком корабле он летал?  

- Как люди отнеслись к первому полёту человека в космос?


3-я  неделя.

Весна. Первоцветы.

1. Временные представления: какое сейчас время года? Какое наступит после весны? Какой сейчас месяц?  Какой месяц был раньше: апрель или март? Какой месяц будет после апреля?

2. Побеседуйте с ребёнком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. Объясните, напомните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребёнку запомнить слово «первоцветы». Постарайтесь увидеть их в природе.

3. Рассмотрите фотографии и иллюстрации (Мать-и-мачеха, подснежник, перелеска, медуница, крокус,....). Рассмотрите их части: цветок, стебель, лист, обсудите особенности. Сделайте несколько схематичных рисунков на карточках, (раскрасьте)

4. "Подбери признак" (какой?...)

5. Загадывайте друг другу описательные загадки по (своим рисункам.) Это первоцвет. У него беленькие цветки, тонкий изогнутый стебель, длинные, продолговатые листья. На звук П.

6. "Посчитай первоцветы (любые) от 1 до7" согласование числительных с существительными.

 

Звуково-буквенный,  слоговой  анализ  слов.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Анализ предложений.

1. Звуко-буквенный  анализ  слов:  мухи, шуба

 (пишем слова звуками - цветными кружочками, и буквами)

- нарисуй звуковую схему, проговаривая  каждый  звук - это основа  выбора букв при письме!

Не забывай обозначать, звонкий или глухой согласный (звоночек или наушнички)?  Проверь.

- какой первый звук в слове? Расскажи про него (гласный/согласный. Если согласный - твёрдый /мягкий, звонкий / глухой). Какой 2-й звук…..., и т.д.

Сосчитай, сколько всего звуков.

- сосчитай и назови только согласные.

- сосчитай и назови  только гласные..

2. Слоговой анализ (вспоминаем правило:  сколько гласных, столько слогов):

-прохлопай слово по слогам,  раздели на схеме.

-назови 1-й слог (2-й, и т.д.).

-вспомни другое слово с любым из этих слогов (устно).

3. Подберите признаки к слову.

4. Анализ предложений:

- придумай предложение со словом. Обратите  внимание  на предлог, (если он есть).  Напомните,  что это тоже слово!  Начерти  схему  предложения  (слово = полосочка ~3 клетки).  Найди  и  обведи  предлог (~1 клетка). Учим ребёнка придумывать не слишком длинные  предложения.

 


*в четверг               Развитие памяти и речи. Пересказ рассказа.                                 

Первый букет.

                                                                                                                                                                     

 Дело было в деревне. Пришла весна.  Давно растаял снег,  небо было голубым,  ярче светило  солнце. 

Ванечке  очень нравилась соседская  девочка Дашенька. Дашенька ходила в красненьком платочке и сарафанчике.

Ванечка  хотел чем-то порадовать её. Он припрятал для Дашеньки пряничек. А ещё  решил букетик  цветов подарить.

Он пошел к лесу, на полянку. И увидел цветочки - маленькие, жёлтенькие - мать-и-мачеху. И стал их рвать.  Глядь, а под кустом подснежники! (какие, как выглядят?).  И подумал: «А вдруг Дашеньке больше подснежники нравятся?» И стал их рвать. Пригляделся повнимательней, а вокруг - (...всё, что вспомнит ребёнок: название, признак: беленькие ветреницы, душистая  медуница,…).

Что Дашеньку больше порадует? И стал собирать всё подряд! Букет получился чудесный!

Утром он  преподнес Дашеньке подарки.

Дашенька была очень счастлива!

Букетик они поставили в вазочку на окошко, а пряничек поделили на двоих. И стали милыми друзьями


4-я  неделя.

Моя семья.

1 . Поговорите  с ребенком о семье, её  составе. Предложите  назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, место работы и профессию родителей.

2. Помогите ответить на вопросы:  Как тебя зовут, сколько тебе лет? С кем ты живешь? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье?

3. «Чей, Чья, чьё?» (мама, папа, тётя, бабушка, дедушка, …):

шарф (чей?) – мамин, шапка (чья?) -…, пальто, перчатки, … и т.п.

4. «Назови ласково»: мама - мамочка, мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя..)

5. Сравните, кто старше / младше: папа-сын (папа старше, а сын младше), папа-дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка, и т.п.

6. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): старший - младший, младший -…,  большой, молодой.

 

Звуково-буквенный,  слоговой  анализ  слов.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Анализ предложений.

1. Звуко-буквенный  анализ  слов: мост, духи.

 (пишем слова звуками - цветными кружочками, и буквами)

- нарисуй звуковую схему, проговаривая  каждый  звук - это основа  выбора букв при письме! Не забывай обозначать, звонкий или глухой согласный (звоночек или наушнички)?  Проверь.

- какой первый звук в слове? Расскажи про него (гласный/согласный. Если согласный - твёрдый /мягкий, звонкий / глухой). Какой 2-й звук…..., и т.д.

Сосчитай, сколько всего звуков.

- сосчитай и назови только согласные.

- сосчитай и назови  только гласные..

2. Слоговой анализ (вспоминаем правило:  сколько гласных, столько слогов):

-прохлопай слово по слогам,  раздели на схеме.

-назови 1-й слог (2-й, и т.д.).

-вспомни другое слово с любым из этих слогов (устно).

3. Подберите признаки к слову.

4. Анализ предложений:

- придумай предложение со словом. Обратите  внимание  на предлог, (если он есть).  Напомните,  что это тоже слово!  

Начерти  схему  предложения  (слово = полосочка ~3 клетки; предлог ~1 клетка).  Назови  и  обведи  предлог

Учим ребёнка придумывать не слишком длинные  предложения (в идеале - с предлогом)

Сколько слов в твоём предложении? Сосчитай.


*в  четверг                    Развитие памяти и связной речи. Пересказ рассказа.

Попросите ребёнка пересказать  рассказ «Три сестры». Если ребёнок допускает грамматические ошибки, поправьте, попросите повторить. Также следите за звукопроизношением. Учите «говорить красиво».

Предложите закончить рассказ: «как поступила с яблоками младшая дочка?»                                       

Три сестры.

Утром мать собралась на работу.

-  Девочки, - сказала она дочкам, - приберите комнату.

-  Я вчера прибирала, - ответила старшая. Она расчёсывала перед зеркалом волосы.

-   Я потом уберу. – сказала средняя.

Младшая ничего не ответила, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.

-  Мама яблоки принесла! – закричали сёстры и бросились ей навстречу.

-  Постой-ка, - сказала мать старшей дочке, - ты вчера уже съела. А ты, - сказала она средней, - потом съешь.

Мать подозвала младшую дочку:

- Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока – тебе.

___Т.Макунец


 5-я  неделя

(повтор задания)

Моя семья.

1 . Поговорите  с ребенком о семье, её  составе. Предложите  назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, место работы и профессию родителей.

2. Учим ребёнка рассказывать о семье самостоятельно (по вопросному плану):

Как тебя зовут, сколько тебе лет? С кем ты живешь? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье?

3. «Чей, Чья, чьё?» (мама, папа, тётя, бабушка, дедушка, …):

шарф (чей?) – мамин, шапка (чья?) -…, пальто, перчатки, … и т.п.

4. «Назови ласково»: мама - мамочка, мамуля и т.д. (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя..)

5. Сравните, кто старше / младше: папа-сын (папа старше, а сын младше), папа-дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка, и т.п.

6. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): старший - младший, младший -…,  большой, молодой.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи. Анализ предложений.

1. Исправь предложение, скажи правильно: Розы подарить  мамочка мы.

2. Начерти схему предложения. Назови 1-е, 2-е, … слово в предложении.

3. Дополни предложение (какие розы? какой мамочке?)

 

МАЙ

2-я неделя 

День Победы.

1.Побеседуйте с ребёнком о том,

- когда, как на нашу страну напали фашистские войска

- как защищали страну люди (на фронте - военные, в тылу - все, кто мог). Какие качества характера помогали людям?

- наша армия помогла другим странам освободиться от фашистских захватчиков

- День Победы – 9 (8) мая – наши войска взяли Берлин.

- как отмечали это событие в 1945 г.

- как отмечают сейчас.

 

2. Развитие лексико-грамматического строя речи: пусть ребёнок образует слово:

В разведку ходят – разведчики ; в пехоте служат - … ; в танковых войсках - … ; в артиллерии служат - …; на границе - …. ; в десантном батальоне - … .

Пусть ребёнок составит два - три предложения с любыми из этих слов (устно). 

 

3. Попросите ребёнка начертить схему предложений: Танк прошёл через мост. Партизаны ушли на задание. Наступил день Победы.    Проверить, всё ли верно! ? Пусть ребёнок назовёт (с опорой на схему) первое слово в предложении,…третье, и т.п.

 

4.Обсудите с ребёнком смысл пословиц, выучите любую.

- человек без Родины, как соловей без песни.           - для Родины своей , не сил ни жизни не жалей.

- если армия сильна, непобедима вся страна.             - мир строит , а война разрушает.


3-я неделя

Звуко-буквенный,  слоговой  анализ  слов.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Анализ предложений.

1. Звуко-буквенный  анализ  слов маки, трава (пишем слова звуками - цветными кружочками, и буквами)

- нарисуй звуковую схему, проговаривая  каждый  звук - это основа  выбора букв при письме! Не забывай обозначать, звонкий или глухой согласный (звоночек или наушнички)?  Проверь.

-какой первый звук в слове? Расскажи про него (гласный/согласный. Если согласный - твёрдый /мягкий, звонкий / глухой). Какой 2-й звук…..., и т.д.

Сосчитай, сколько всего звуков.

- сосчитай и назови только согласные.

- сосчитай и назови  только гласные.

2. Слоговой анализ (напоминаем правило:  сколько гласных, столько слогов):

-прохлопай слово по слогам,  раздели на схеме.

-назови 1-й слог (2-й, и т.д.).

-придумай новое слово с любым из этих слогов (устно).

3. Подберите признаки к слову.

4. Анализ предложений:

- придумай предложение со словом. Обратите  внимание  на предлог, (если он есть).  Напомните,  что предлог - это тоже слово!  Начерти  схему  предложения  (слово = полосочка ~3 клетки).  Найди  и  обведи  предлог (~1 клетка). Учим ребёнка придумывать не слишком длинные  предложения.

Сколько слов в твоём предложении? Сосчитай.


Растения луга и сада.

1. Познакомить ребенка с растениями луга и сада; показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке.


2. Рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;·      Рассказать детям  о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.


3. Рассмотрите с ребенком несколько луговых или полевых цветов  (2-5). Спросите ребенка: что общего между всеми ними? (Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок — назовите эти части цветка).       

Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?  А зачем цветку стебли? Листья? Семена? Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников? А чем эти цветы отличаются друг от друга? (Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? по размеру, форме, расположению, окраске).


4. Придумать с ребенком описательные загадки о цветах. (по картинкам).


5.  «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными):  одуванчик (какой?) — ... , роза (какая?) — ... , незабудки (какие?) — ....


6.  «Чей лист, чья ветка», «Чей стебель, чей цветок»  (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации). Учите отвечать полной фразой.


7.  Объяснить ребенку значение сложного слова «садовод».


8.  «Какие это цветы?»- Ромашки, васильки  растут в поле, это (полевые) цветы. Розы, гвоздики  растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши  растут в лесу, это … цветы.


9.  «Составь предложения». Вырос, поляне, на, василёк.  На, села, бабочка, ромашку.

10. «Сосчитай 1- 5»: ромашка, одуванчик, василек,  нарцисс, ирис и т. п.

 

4-я неделя

Как проходит  выпускная  комиссия:

- в среду, 21.05. явиться в группу  без опоздания. Начинают слушать детей с 9.00. Ваше присутствие не требуется.

По сути, это первый экзамен. Смотрят ребёнка 2-(3) специалиста. Приглашают детей парами.
Правило: говорить чётко, громко!!

1.Войти, поздороваться, представиться: назвать фамилию, имя.

2. Прочесть стихотворение, (2 четверостишия, (не больше 3-х!). Любое: своё любимое; отрывки из Чуковского, Маршака, др.популярных авторов // то, что учили к праздникам,- на ваш выбор.

Впишите его в тетрадь, чтобы была возможность подсказать, если ребёнок растеряется!

 Если есть название - объявить самостоятельно, чётко: «я прочту стихотворение…» (автор. название).

3. Языковой анализ. Пишем слово звуками. Тянут билет. Даю 3 степени сложности - выбор за ребёнком! 

1 (самый простой)- картинка.

2- слово написано буквами в нарушенной последовательности, но буквы пронумерованы.

3- то же, но буквы не пронумерованы.

àДалее пишут слово звуками (фишками); рассказывают про все  звуки; делят слово на слоги. Придумывают небольшое предложение (я могу подкорректировать - упростить), чертят схему, (полосочками). Отвечают на мои вопросы (выделяют, называют предлог,…)

При желании, пожалуйста,  поупражняйте ребёнка дома.

1. Нарисуй звуковую схему слова (цв. кружками),  проговаривая  каждый  звук.  Проверь!! Сосчитай, сколько всего звуков.

- сосчитай только  согласные. Называть по схеме и  рассказывать  про них (твёрдый  (ш,ж,ц - всегда!) / мягкий (щ,ч,й);. Cосчитай  только гласные. Назови их.

Слова типа: простые- дом, дым, кот, кит, мак.  Сложнее - руки, духи, стол, мост, банан. 

Сложные  -   ландыш, цирк, чайник, кукла,  радио, вишни.

- Количество слов  и сложность выбирайте сами!!

2. Слоговой анализ (>> напоминаем правило:  сколько в слове гласных, столько слогов): Прохлопай слово по слогам,   раздели на схеме. Назови 1-й слог (2-й, и т.д.). Придумай новое слово с любым из этих слогов (устно).

3. Анализ предложений:  придумай  короткое предложение со словом.Обратите  внимание  на предлог,  (если он есть).  Это тоже слово!

Начерти  схему  предложения  (полосочками).  Найди  и обведи  предлог.  Назови 1-е слово, 2-е….

- Очень хотелось бы сделать ставку на внимательную, но быструю  и максимально самостоятельную работу.  Это именно то, что пригодится ребятам  в школе.

Звуко-буквенный,  слоговой  анализ  слов.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Анализ предложений.

1. Звуко-буквенный  анализ  слов мост, конь (пишем слова звуками - цветными кружочками, и буквами)

- какой первый звук в слове?  Какой 2-й звук…..., и т.д.

- нарисуй звуковую схему

Сосчитай, сколько всего звуков.

- сосчитай и назови только согласные.

- сосчитай и назови  только гласные..

 

2. Слоговой анализ (напоминаем правило:  сколько гласных, столько слогов):

-прохлопай слово по слогам,  раздели на схеме.

-назови 1-й слог (2-й, и т.д.).

-придумай новое слово с любым из этих слогов (устно).

 

3. Подберите признаки к слову.

4. Анализ предложений:

- придумай предложение со словом. Обратите  внимание  на предлог, (если он есть).  Напомните,  что это тоже слово!  Начерти  схему  предложения  (слово = полосочка ~3 клетки).  Найди  и  обведи  предлог (~1 клетка). Учим ребёнка придумывать не слишком длинные  предложения.

|_______     _______      __      _______ .

Сколько слов в твоём предложении? Сосчитай. 

Санкт-Петербург.

Помогите ребёнку вспомнить и рассказать о причинах,  истории возникновения нашего города, его достопримечательностях. Задавайте вопросы, помогайте отвечать  полной, развёрнутой фразой. Используйте мнемотаблицу, (если ребёнок нарисовал её на занятии)

Опорный текст для пересказа, его можно и нужно дополнять,  (впоследствии он может стать основой, планом  для школьного сочинения).

-Город Санкт-Петербург больше 300 лет назад решил построить Пётр I  недалеко от моря (зачем?)-чтобы иметь выход к морю, (зачем?)-чтобы путешествовать на кораблях в другие страны, (зачем?)-чтобы торговать, узнавать новые науки, посмотреть диковинки, и  т.д.

-На берегу Невы, на Заячьем острове, Пётр I приказал строить крепость,- Петропавловскую. С неё и началось строительство нашего города.

-Санкт- Петербургом его назвали в честь святого Петра, защитника и покровителя нашего города, а не в честь Петра I.

-Ещё наш город называют городом рек, каналов, островов и мостов. (пусть ребёнок вспомнит и перечислит все известные ему названия).

-В Петербурге очень много дворцов, музеев, парков, садов и площадей. (помогите вспомнить и перечислить  все известные названия).

-Ещё наш город называют «город-труженик», потому, что в нём есть фабрики и заводы. И город-герой, потому, что в дни войны город не сдался врагам и победил. (почему?)-помогите вспомнить и объяснить.

Побеседуйте о том, что нового, интересного происходит в жизни нашего города.