Советы родителям

 10 простых советов родителям по развитию речи ребёнка.  

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно  дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет.  Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и т.п.                                                                                                                                      
2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. В предшкольном возрасте помогайте ребёнку обогащать свою речь эпитетами, сравнениями, строить сложную фразу.                                                                                                                     
 3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»                                                                                                                                                  
 4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.                                                                                                                       
 5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. В предшкольном возрасте попросите подобрать эпитеты.                
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.                                                                                            
7 совет. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. В предшкольном возрасте предложите ребёнку придумать предложение с заданным словом (заданными словами),  помогите распространить его                                                                     
8 совет. Развивайте интерес ребёнка к окружающему миру, учите его проявлять инициативу и самостоятельно задавать вопросы.                                                                                                    
9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать  связную речь, развивать память и внимание.                                                                                                                                           
10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». В предшкольном возрасте важно развивать в ребёнке речетворчество.

    Помните, что общаясь с ребенком - развиваем его речь.



Советы логопеда родителям дошкольников.

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребѐнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.
Основными нарушениями речи дошкольников являются  нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4,5 лет, необходимо обратиться к логопеду за консультацией. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определѐнными методиками, но даже при посещении коррекционной группы,  работа по закреплению произносительных навыков должна продолжаться и дома (по рекомендациям  логопеда).

Причины речевых нарушений.

1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь,
надо, чтобы ребѐнок пользовался ею, связывал еѐ с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи:
ребѐнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи
«рыба») приводят к появлению искажѐнного звука: Р горлового, боковых шипящих и
других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая
подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нѐбо и др.
5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих,
шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда-
отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребѐнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у
него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребѐнок часто болеет,
ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к
врачу.
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот некоторые из них:
1. Болезни, перенесѐнные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания,
сифилис, туберкулѐз, нервные заболевания);
2. Родовые травмы;
3.Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества
лекарств;
4.Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Несколько слов о наследственности.
Собственно недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождѐнной способностью человека, она формируется у ребѐнка постепенно, вместе с
его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки,
 или ослабленность нервной системы, которые и являются причинами речевых нарушений, и могут быть исправлены  врачами- специалистами и специальным обучением.

Логопед советует.

 Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережѐвывание
грубой пищи, полоскание рта, надувание щѐк, перекатывание воздуха из
одной щеки в другую и т.д.
 Разговаривать с ребѐнком только на правильном русском языке, ни в коем
случае не использовать "детский язык".
 Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
 Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять
желание их задавать.
 Говорить чѐтко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней
слова местами.
 Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Еѐ цель -
заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их
более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов
артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного
произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время
необходимо работать перед зеркалом.
 Не перегружать ребѐнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20
минут.
 Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
 При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия,
способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с
малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться
превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную
атмосферу, настроить ребѐнка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще
наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока
кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего
ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом
развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
 Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две
разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
 С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или
сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
 Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или
счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
 Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для
основы картонку с тонким слоем пластилина.
 Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
 Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести
косички из разноцветных шнурков.
 Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько
восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с
рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать
карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В
деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
 И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные
упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать
рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.
Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его
движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы
договаривая текст.
  
Предупреждение недостатков речи.

Что же способствует правильному речевому развитию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребѐнком
нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте
развития речеслухового аппарата он не всѐ успеет услышать и понять.
2. Если ребѐнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги,
ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребѐнок с
удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя
требовательность раздражает, обижает ребѐнка, может вызвать боязнь «открыть рот»,
молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнѐй», ребѐнок тренирует свои органы речи.
Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не
мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не
кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребѐнка- учить буквы, обучать чтению в трѐх-
четырѐхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее
благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития
ребѐнка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребѐнка к рассказыванию стихов,
демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше
играть с ребѐнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребѐнка частными и
продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его,
способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий  для нормального функционирования речевых органов:  речедвигательного,  слухового,
голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.



Памятка для родителей.

Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю  в подгруппе, и индивидуально  в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий даются задания на дом : групповые и индивидуально каждому ребёнку, в соответствии с его речевым нарушением,. Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш
ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы
создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации
логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное
небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения
заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,
цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность
выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если
в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно
выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните
предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять
ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного
звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не
исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.
Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они
проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке
для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.

1. Принуждать ребѐнка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,
если они проводятся в форме игры и интересны ребѐнку.
2. За одно занятие не следует давать больше трѐх- четырех упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.
4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.
5. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители
должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.



При выполнении заданий рекомендуется делать в тетрадях рисунки.

 Это хорошо для подготовки к овладению письмом, т.к. способствует  развитию зрительно-моторной координации   и
абстрактно-логического мышления-(способности вычленять и изображать характерные признаки предмета).

 -рисовать нужно карандашом или ручкой (это обеспечивает нужный нажмм)
Рисунок должен быть:
-небольшим (т.к. почерк компактен)
-схематичным.

 Помогите ребёнку:

-если рисунок не сложный,- просто обозначьте размер.
-если сложный,- по принципу прописей:- нарисуйте контур, ребёнок пусть обведёт и дорисует мелкие детали
-обозначьте контур точками. Чем их меньше, тем сложнее.
-потренируйтесь на черновике, попросите срисовать или нарисовать по памяти.


Раскрашивать или штриховать разными способами полезно для подготовки руки к письму, но остаётся на ваше усмотрение.


 Подписывает рисунки взрослый. Ребёнок находит и обозначает нужным цветом букву, которую изучаем. Исключения -несложные  слова ,написание которых  не  расходятся с произношением (типа   мак, кот, каша…)


 Воспитывайте в ребёнке аккуратность.





 Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению:


1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также М!. Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – (Э) и (М).

 2. Вторая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет букву слога: М!, а потом А! – и только после этого читает сам слог МА!Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть вначале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слова, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит палец с буквы на букву). Впрочем, гораздо легче сначала учить читать закрытые слоги- АААМ, ОООМ, и т.п. Начинать же лучше всего с пропевания слоговых рядов из гласных (не йотированных) АУ,УА, ИЭО, АУОЫ, и т.п.

 3. Третья ошибка - в непонимании смысла прочитанного. Спрашивайте у ребёнка, что означает слово, которое он прочитал. Или задавайте вопросы по предложению. 


Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? 


1.Различает ли ваш ребенок слева и справа? Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

 2.Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести кубиков?Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры–занятия с различными «конструкторами», картинки «Найди отличия», (особенно «зеркальные»).

 3. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуется следующие приемы:- в
зрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее.- лепка ребенком буквы из пластилина.- вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.- «написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе, пальцем на столе и т.п.- письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.- письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.-рядом с алфавитом- справа и слева положить символы, обозначающие стороны, (например, ложку, или буквы П и Л), обсуждать, «в какую сторону смотрят буквы (или их части)». 

2 комментария: